Партнеры Живи добром

Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)


"По воле божьей". Кадры предоставлены прокатчиком


У Александра (Мельвиль Пупо) престижная работа, понимающая жена и пятеро детей. Однако его благополучие никак не умаляет того кошмара, с которым мужчина столкнулся в детстве ‒ он стал жертвой священника-педофила Бернара Прейна (Бернар Верли). Несмотря на пережитое, Александр остался верен католической церкви, и когда узнал, что его растлитель до сих пор работает с детьми, обратился к священнослужителям. Его внимательно выслушали, организовали встречу с Прейна и приняли ряд полумер. Такое отношение церкви к педофилу в своих рядах вынудило Александра отправиться в полицию. В ходе расследования выяснилось, что жертв Прейна десятки.

В основе нового фильма Франсуа Озона «По воле Божьей» ‒ реальные события. Режиссер и сценарист даже не стал изменять имена некоторых действующих лиц. Суд над Прейна идет до сих пор, знавший, но молчавший кардинал Филипп Барбарен в марте получил полгода условно. Прейна переживал, что кино может сказаться на судебном решении, и добивался отсрочки выхода «По воле божьей» в прокат во Франции. В феврале ленту показали на Берлинале, с фестиваля Озон вернулся с Гран-при жюри. Изначально режиссер не собирался снимать художественный фильм о содеянном Прейна и его жертвах. В планах Озона была работа над доком, и в «По воле Божьей» присутствует характерный для документалистики прием ‒ закадровый голос зачитывает переписку с представителями церкви. Практически вся первая треть ленты держится на эпистолярном жанре, главные участники – кардинал Барбарен (Франсуа Марторе), католический психолог и Александр.

Вторая и третья часть «По воле Божьей» посвящены историям двух других главных героев: Франсуа (Дени Меноше) и Эмманюэля (Сванн Арло). Франсуа осмелился предстать перед широкой общественностью, ответить на вопросы журналистов и участвовал в создании сообщества мужчин, в детстве растлённых Прейна. Эмманюэль узнает о разразившемся вокруг священника скандале из газет. В отличие от Франсуа и Александра у него нет престижной работы, шикарного жилья, и с полученной психологической травмой ему сложнее справиться. Его судьба демонстрирует, что социальные условия играют не последнюю роль в реабилитации жертвы сексуального насилия. Среди персонажей фильма также есть мужчина, находящийся в более стесненных обстоятельствах и не имеющий поддержки со стороны родных. Он не решается предать свое имя огласке и выступить против Прейна, так как боится, что после жизнь станет еще хуже, окружение не поймет и не примет его. Но молчит не только он.

На протяжении всего фильма Озон то и дело напоминает, что жертв домогательств, принуждения к сексу и насилия может быть больше, чем поданных в полицию заявлений, потому что далеко не каждый по разным причинам решает признаться в произошедшем. Воспоминания героев «По воле Божьей» о Прейна перекликаются с документальной лентой «Покидая Неверленд»: педофил представлен как харизматичный и притягательный человек, дети полностью не осознавали, что с ними происходит, психологические травмы дали знать о себе не сразу. «По воле Божьей» вышел на экраны в эпоху #MeToo, и у Озона также считывается еще один из возможных ответов на вопрос, почему подвергнувшиеся сексуальному насилию или домогательствам так долго молчат или в принципе отказываются рассказывать о случившемся ‒ дело в обществе, которое навешивает на жертв ярлыки и фактически отказывает им в праве на счастливую жизнь или предпочитает делать вид, что ничего не было. Душевное спокойствие герои «По воле Божьей» обретают, когда собираются вместе и получают возможность высказаться без опаски, что их слова вывернут наизнанку и используют против них.


"По воле божьей" в кино с 29 апреля.


"По воле божьей". Кадры предоставлены прокатчиком


Елена Громова



 

Рекомендуем

Писатель больших путешествий
Кино. Премьера. "Экипаж"
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
Анни Жирардо. «Казанова в юбке»
Выставка «Открытие Херсонеса: первые сто лет археологических исследований (1827-1927)»
Save the date: Пол Маккартни
XXIII Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети»
Вечная классика с легким оттенком современности: спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова
Незабытое наследие Эммануила Казакевича
Похороны Цоя («Цой», реж. Алексей Учитель)