Партнеры Живи добром

Нечто по-нашему («Кольская сверхглубокая», реж. Арсений Сюхин)


Совесть и научное любопытство разрывают на части эпидемиолога Анну. Неудачный эксперимент над страдающим от опасного недуга коллегой ей еще долго будет мерещиться средь бела дня. Этот же эксперимент привлечет внимание военных к самоуверенной ученой, готовой на все ради тщеславия от науки. Анну прельстят регалиями и отправят на задание в Мурманскую область, где расположена Кольская сверхглубокая скважина, пробуренная по направлению к земному ядру более чем на двенадцать километров – на 1984 год самая протяженная в мире. Ученые записали необычные звуки на дьявольской глубине, а дальше станцию настигла череда странных происшествий. Настолько странных, что шахту решили запечатать. У Анны есть несколько часов, чтобы узнать, что произошло, и успеть вернуться на поверхность.

В основе хоррора «Кольская сверхглубокая» режиссера Арсения Сюхина – реальные события, обросшие множеством городских легенд. Скважина действительно существовала, ее закрыли в 1994 году. «Кольская сверхглубокая» – фантазия на тему, что можно услышать на уровне двенадцати километров под землей.


  «Кольская сверхглубокая». Источник: «Вольга»


Кино сделано не без шероховатостей. Персонажей бросает из стороны в сторону: вот сейчас этот парень хороший, но скоро из адекватного человека он превратится в импульсивного убийцу. Другой мужчина застрял на границе между харрасментом и навязчивыми ухаживаниями, упрямой солдатской тягой к приключениям ради товарищей и детским страхом перед мучительной смертью. Романтическая линия, кажется, прописана только для того, чтобы обыграть акцент исполнительницы главной роли – сербской актрисы Милены Радулович.

На станции герои фильма ведут себя как беспечный экипаж «Завета», вступивший на незнакомую планету: скафандры в сторону и дышим полной грудью на незнакомой местности. В год, когда Covid-19 внес существенные изменения в восприятие себя и обострил внимание к гигиене, эпидемиолог, шастающий без маски и находящийся в непонятных отношениях с перчатками, не может укрыться от зрительского негодования.

Однако несуразности жанра простили Ридли Скотту, простятся они и Сюхину. Неидеальный и все же очень любопытный продукт российского кинопроизводства ругать не хочется. Запись звуков, сделанная советскими учеными, уже не в первый раз послужила вдохновением для деятелей киноиндустрии. В 2009-м Энтони Уоллер снял фильм «Ужас на глубине 9 милль» – размышление о муках совести заядлого бабника, доведшего жену до греха, вероятно, к тому же и женоненавистника, в каждой блондинке видящего вековечное зло. Создатели «Кольской сверхглубокой» придумали более тонкую интерпретацию байки о звуках из преисподней и ознакомились со спецификой паразитарных инфекций.


  «Кольская сверхглубокая». Источник: «Вольга»


Начало фильма очень похоже на другой отечественный хоррор, события которого также развиваются в 1980-х гг., – «Спутник» Егора Абраменко. И в той, и в другой ленте главные героини идут на риск, веря в свою гипотезу. Обеих риск приводит к работе на военных. Оба фильма – вариация «Чужого» на советской земле и ужаса перед биологическим оружием. Но проекты по-разному представляют главного «монстра» и военных.

Абраменко создает инопланетянина явно с оглядкой на творения Гигера и мир насекомых. Военный (Федор Бондарчук) в его фильме не следует приказу сверху и никак не может наиграться с космической тварью. Военный (Николай Ковбас) Сюхина проходит через (пусть и сумбурную) трансформацию, что-то человеческое в нем все же проглядывает. «Кольская сверхглубокая» тоже отдает дань уважения эстетике Чужого, а также всматривается в месиво «Нечто» Джона Карпентера – и настолько увлекается разглядыванием биологического материала, что иногда отсылки уводят не в ту степь, подводя на опасно близкое расстояние к третьему сезону «Очень странных дел».

Большая часть событий в фильме Сюхина происходит под землей. У картины относительно скромный бюджет, что заметно на построении подземных коридоров, по которым бегает Анна с товарищами по несчастью. Тем удивительнее, что «Кольская сверхглубокая» нагоняет атмосферу замкнутого удушающего пространства и порой оборачивается головокружительным переживанием для страдающего клаустрофобией.


Елена Громова



 

Рекомендуем

И швец, и жнец, и на дуде игрец: жизнь Станислава Говорухина
Вера Пашенная: «Все вокруг меня живет интересами театрального искусства»
В ЦДМ на Лубянке открылась Гастрогалерея
Гамлет своего времени. Джон Берримор
Анна Серова "Я постоянно нахожусь в творческом процессе и эволюции знаний."
Знаменитые оперные театры мира, которые стоит посетить
Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»
Кино. Теория и практика Сергея Эйзенштейна
Мигель де Сервантеc и его донкихотство
Василий Лановой-«Вася Сиятельство!»