Партнеры Живи добром

Новый завет господина Жако Ван Дормеля


Жако Ван Дормель из тех режиссёров, которые делают каждый фильм как первый и последний. Получив при рождении травму, после которой ему удалось выжить, бельгийский режиссёр, принимает жизнь как дар и ставит в своих работах не тривиальные центральные темы – счастье и несчастье, переплетение судеб, понятие времени, справедливости или её отсутствие. По личным причинам, особенное внимание в фильмах обращено к изображению людей с физическими и психическими особенностями. Во всех его фильмах принимает участие актёр с синдромом Дауна Паскаль Дюкенн.

Работая клоуном и режиссёром-постановщиком в детском театре, Ван Дормель интересовался и кинематографом. Чтобы получить профессиональное образование, он поступил в Национальный институт сценических искусств и техник массовой коммуникации  и в Национальную высшую школу Луи Люмьера. 80-е гг. стали периодом создания его короткометражных работ. Первая же – «Maedeli-La-Breche» получила от Академии кинематографических искусств и наук главный приз за лучший зарубежный студенческий фильм, а завершила  «кинопятилетку» работа «È pericoloso sporgersi » – главная премия международного фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферране.


"Тото герой"


С полнометражным фильмом, режиссёр дебютировал в 1991 г. Драма «Тото-герой» задала темы о важности принимаемых решений, справедливости, судьбе и смирении. По сюжету, при эвакуации из роддома, мать, не уверенная кто из младенцев её ребёнок, успевает спасти того, кто закричал при её появлении. Ребёнок вырастает и рассказывает о том, что помнит о пожаре и уверен – его перепутали с соседским сыном. Эта ошибка стала причиной его неудач, неосуществлённой мечты. Исправить её уже нельзя, но и смириться невозможно. За режиссёрский дебют, режиссёр получил «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале, премию Сезар за лучший зарубежный фильм и номинацию БАФТА.

Ван Дормель стал одним из тех сорока режиссёров, кому посчастливилось стать частью коллективного проекта «Люмьер и компания». Режиссёры на ту самую камеру первооткрывателей кино, которая запечатлела «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», сняли 50- ти секундные ролики – таков был хронометраж первых фильмов братьев Люмьер. Бельгийский режиссёр посвятил это время поцелую, а роль влюблённого героя исполнил Паскаль Дюкенн.


"День восьмой"


Второй полнометражный фильм «День восьмой», снова обращается к темам судьбы, неслучайных случайностей, но уже с привязкой к внутренней душевной организации человека. Волей судьбы, жизнь сводит клерка реалиста, переживающего обычные жизненные трудности с фантастом – беглецом из клиники для душевнобольных. И эта встреча конечно же меняет жизнь обоих. Фильм получил номинации на премии Золотой Глобус, Сезар, а в Каннах исполнители главных ролей Паскаль Дюкенн и Даниэль Отой стали лучшими актёрами.


"Господин Никто"


После более чем десятилетней подготовки, Жако Ван Дормель снял свой самый известный фильм «Господин Никто», который уже по традиции, как и предыдущие работы режиссёра, не остался без наград и получил приз на Венецианском кинофестивале. Перешагнув за столетний жизненный рубеж, последний из смертных людей на Земле  - Немо (в исполнении неузнаваемого даже при ближайшем рассмотрении Джареда Лето), рассказывает о своей жизни, как о параллельных вариантах, которые зависят от сделанного выбора – из его бесконечного множества. Выбор возможен, пока он не сделан, нет правильных или неправильных решений, как и причин совершаемого нами. Какую силу имеет сказанное, есть ли последствия у молчания, а что, если бы я совершил не тот поступок? Даже в работе над фильмом, режиссёр доверился случаю – записывал эпизоды на карточках и перемешивал, в результате чего появлялась финальная версия сценария. Именно тема выбора, становится центральным экзистенциальным айсбергом фильма, подводная часть которого конечно намного больше верхушки.


"Новейший завет"


Не создающий наспех фильмов режиссёр, в 2015 году снимает фильм-аллегорию «Новейший завет» и говорит о том, что Бог рядом, он в каждом, а каждый из нас – сам себе апостол.  С иронией, но не высмеивая, добавляя в догмы сказку, Ван Дормель вручает во владения Божьи Брюссель, жители которого испытывают пределы им дозволенного и ищут ответы на сакральные вопросы.

Бельгийский режиссёр снимает редко, но каждая его кинокартина удостаивается наград. Работы Ван Дормеля с завидной частотой пересматривают зрители, а каждый новый фильм – это событие, которое, как правило, оправдывает ожидание.


Лидия Суслова



 

Рекомендуем

Изобретение, покорившее мир
«Последний срок» на сцене театра имени Ф.Волкова
Олимпико. Шедевр итальянской архитектуры
Неоновая пытка («Вечный свет», реж. Гаспар Ноэ)
Нелли Закс: реквием
«Путешествие с тетушкой» в театре имени Моссовета
Саврасов – непризнанный, но первый лирик русской живописиси
Ночь искусств в музее «Кижи»
«Мушкетер нашего времени. Святослав Бэлза»
Рукопись Войнича: история неразгаданных строк