Партнеры Живи добром

Александр Кайдановский. Путь одинокого творца


Если бы можно было подобрать писателя, создавшего историю жизни Александра Кайдановского, им бы определённо стал Максим Горький. Дело в том, что он всё время  придерживался философии, поразительно схожей с жизненной позицией Кайдановского. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» (М. Горький).


Александр Кайдановский


Друзья и коллеги вспоминают о нём как о человеке-урагане, сумасбродном и постоянно ищущем что-то в бурном потоке жизни. Он не мог поддаваться ни влиянию общественности, ни воле судьбы, постоянно сам выбирал цель и упорно шёл к ней несмотря ни на что. Казалось, для него не существует никаких преград и устоев. Вся его жизнь – это своего рода бунт, желание оставаться свободным и независимым. 


Актёр и режиссёр Кайдановский родился в Ростове - на – Дону 23 июля 1946 года. В семье между родителями были непростые отношения. После развода маленькому Саше пришлось тяжело. С самого детства у него был сложный характер, поэтому у него не получилось ужиться как с новым отчимом, так и с новой семьёй отца. Какое-то время он жил у бабушки, а потом провёл около года в интернате, после чего поступил в сварочный техникум. Совершенно неожиданно для всех в 1960-м его принимают в Ростовское театральное училище. Михаил Бушнов, его преподаватель говорил, что за необузданным характером юноши скрывается талантливая личность: «Он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» - необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое. Он был очень эгоцентричным. Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу - я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал».


Александр Кайдановский


В 1965-м он переезжает в Москву и поступает в Школу-студию МХАТ. Через год бросает учебу при Художественном театре и переводится в Щукинское училище. Его взбалмошный нрав и желание везде быть первым не позволяет довольствоваться вторыми ролями в театре им. Вахтангова, который он покидает по собственному желанию. Его не смущали ни жуткие жилищные условия, в которых родилась его первая дочь, ни наличие стабильной работы. Он менял театры один за другим: после недолгого пребывания в составе труппы театра на Малой Бронной перешел во МХАТ, который в 1972-м покинет ради работы в театре имени Гоголя, где проработает всего несколько недель. 


Леонид Филатов, говоря об Александре Кайдановском, замечает, что дружить с ним было сложно, да и человеком он был трудный, но невероятным, им невозможно было не восхищаться:он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе.


Параллельно с работой в театре он снимался в различных фильмах, самым успешным из которых стал «Сталкер» Тарковского. Его актёрская карьера начинает развиваться бурными темпами, но семейная жизнь не складывается: сразу же после расставания с Валентиной Малявиной Кайдановский снова женится на известной актрисе, Евгении Симоновой, с которой находился в браке восемь лет. Его четвёртый брак с балериной Натальей Судаковой продлился ещё меньше – всего два года. 


Александр Кайдановский


После «Сталкера» Кайдановский начинает карьеру режиссёра, снимает на «Мосфильме» драму «Гость» и картину «Простая смерть», в театре ставит спектакли «Алиса в стране чудес», «Три ножа из страны Вэй». Он продолжает сниматься и снимать, пишет сценарии для документальных фильмов, его карьера за рубежом процветает (фильмы «Дыхание дьявола», «Ноябрь», «Исповедь незнакомцу»). В 1994 он получает приглашение стать членом жюри на Каннском кинофестивале. В этом же году у него случается первый инфаркт. Актёра не стало в 1995 году, когда ему было всего сорок девять лет.


Путь Александра Кайдановского больше похож на кардиограмму, со столь резкими подъёмами и спадами, чем на монотонное течение жизни, которое можно было бы описать в двух словах. Его первая супруга, Ирина, в своих воспоминаниях рассказывала: «Саша был очень общительным, но в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла».



Татьяна Кадьян



 

Рекомендуем

Саммертайм. 10 лет "500 дней лета"
О’Генри «Дары волхвов»
Выставка «Детское утешение для глаз и души: Книжные памятники XVIII — первой половины XIX вв. из фондов ГПИБ»
Fashion Future. Взгляд в будущее
Жан - Клод Ван Дамм. Путь воина
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)
Эмма Уотсон. Хрустальные туфельки уже малы
Национальный день Государства Катар в Москве
Эдмон Ростан и его Сирано де Бержерак