Партнеры Живи добром

Кино. Оскар-2016. "Кэрол"


Кэрол


Более полувека назад, американская писательница Патриция Хайсмит, прославившаяся психологическими детективами с налетом нуара, серией книг о Томе Рипли, а также знаменитым романом “Незнакомцы в поезде”, который был экранизирован Альфредом Хичкоком, создала еще один шедевр, взволновавший публику. Несмотря на то, что в далекие 1950-е к теме гомосексуальности относились с большой осторожностью, и затрагивать ее в литературе было не принято, Патриция взяла псевдоним Клэр Морган и добилась того, чтобы ее книгу «Цена соли» издали. В итоге роман успешно был распродан миллионным тиражом, а некоторые читатели сумели найти себя в этой истории. Писательница также не раз давала понять, что что-то личное связывает эту книгу с ее автором, видимо, вдохновение она черпала из собственного опыта.

Скоро в России выходит нашумевшая экранизация этого романа. Действие  разворачивается в Нью-Йорке 50-х годов. Картина повествует о жизни юной продавщицы Терезы, которая едва сводит концы с концами, и женщины по имени Кэрол, завязшей в тяжелом бракоразводном процессе.  Обе находятся на запутанном и сложном этапе своей жизни, но, случайно встретившись, обретают надежду на новое начало.  В один день они решаются оставить гнетущую повседневность ради свободы открытых дорог, где может расцвести их любовь. Однако выбор между дочерью и возлюбленной, который вынуждена сделать впоследствии Кэрол, разрушит их обретенную идиллию.

Режиссер, который взялся за экранизацию этой бархатной истории - Тодд Хейнс. Он уже успел прославиться, как «стилист мирового кинематографа». Взять хотя бы “Вдали от рая” 2002 года, в котором тоже рассказывается история сложной однополой любви.  В нем также поднят вопрос непризнанности, непонимания иной формы любви и ее запрет.  Однако две эти картины Тодда разные по смыслу.

И хотя тема гомосексуальности стала встречаться в киноискусстве все чаще, “Кэрол” определенно отличается тем, что не несет в себе лозунгов в защиту лесбийской любви. Картина не бросает вызов обществу и не призывает стереть грани,  установленные в далеком прошлом, которых и так давно уже нет. Она о двух заблудших душах, ищущих свое место в этом мире.  Режиссер постарался, чтобы зритель не ощущал себя втянутым в эту историю, а оставался в стороне. Мы следим за происходящим так, как будто догадываемся о чем-то, понимаем, но не озвучиваем.  Всмотреться, и почувствовать - это то, что от нас требуется.

Образ каждой героини по-своему очарователен, трудно отдать предпочтение кому-то одному. Актрисы изобразили своих персонажей, как подобает, не переигрывая, но и не раскрывая полностью, давая волю зрителю дорисовать картину прошлого героинь.  Кейт Бланшетт сыграла Кэрол, как царственную, элегантную, женщину, а Тереза в исполнении Руни Мара – хрупкая и нежная девушка увлекающаяся фотографиями. Две разные натуры.

Режиссер картины уделяет большое внимание деталям, например, использует красный цвет как некий символ. Он врывается вместе с Кэрол в жизнь Терезы совершенно в разных формах (маникюр, цвет помады, пальто, шляпа, шарф и др.), и, постепенно перекинувшись на нее, ставит некую точку в выборе девушки.

Возможно, все это не было бы столь очаровательным, если бы не изображенный режиссером облик Нью-Йорка 50-х годов. Суетливые и “стильные горожане”, которые торопятся по своим делам, ретро автомобили и привычные будни большого города – все это сопровождается музыкальной композицией, написанной Картером Бёруэллом.

«Кэрол» действительно драматичный, но не трагический фильм. Разлука двух влюбленных женщин представлена очень спокойно, как и финальная сцена, когда их взгляды снова пересеклись, ставя загадочное многоточие в их отношениях.

 

Кэрол


Нана Цаава



 

Рекомендуем

Кино. Личность. Сергей Параджанов
"Неразборчивый" Майкл Кейн
«Жизнь в искусстве» Сергея Юрского
Фильмы о молодежи на фестивале RIFF. Мировая девочка
Кавалер Прекрасной Дамы. Александр Блок
Коко Шанель. Женщина – легенда
Голиаф Чаплина
Зажигательная Африка: традиционные мотивы в моде и дизайне ЮАР
Поэзия — это штука личная. Интервью с Андреем Орловским
12-й сезон ("Спасатели Малибу" реж. Сет Гордон)