Партнеры Живи добром

Скорбные сказки («Питер Пэн и Алиса в стране чудес», реж. Бренда Чепмен)


«Питер Пэн и Алиса в стране чудес» ‒ режиссерский дебют в игровом кино Бренды Чепмен. К съемкам фильма, получившего в России возрастное ограничение 6+, она подошла с достойным багажом в анимации. Чепмен одна из постановщиков «Храброй сердцем» (2012), рассказывающей о принцессе и королеве-матери в поисках взаимопонимания. Ее имя можно найти среди сценаристов диснеевских хитов «Красавица и чудовище» (1991), «Король Лев» (1994) ‒ так что сказочный мир давно знакомый ей регион.

Кроссовер произведений Джеймса Барри и Льюиса Кэрролла превратил Питера (Джордан А. Нэш) и Алису (Кира Чанса) в сиблингов. Вместе с любящими родителями (Анджелина Джоли, Дэвид Ойелоуо) и идеальным старшим братом Дэвидом (Рис Йэтс) они живут в уединенном доме недалеко от Лондона. Дети выдумывают миры с алчными пиратами, сражаются с ними, и Чепмен показывает яркие фантазии детских сердец. Вот Питер, Алиса и Дэвид бегают по двору в домашнем, выкрикивая обрывки фраз из игры, а вот они уже в подходящих (немного театрализованных) костюмах бросаются на врага. Обычная палка в руках отважной ребятни превращается в клинок – бедный соперник, до поражения остались секунды. Анимационное прошлое постановщицы тоже протиснулось на экран: скучающий за учебниками Питер видит, как оживают закорючки, оставленные им на столе, ‒ они-то гораздо интереснее школьной программы.


«Питер Пэн и Алиса в стране чудес». Источник: «Вольга»


Идиллия не вечна. Семью постигает несчастье, и некогда заботливые родители не находят в себе сил собраться и справиться с утратой. Папа и мама старательно превращают жизнь окружающих в ад. Алиса и Питер предоставлены самим себе. Вместо помощи взрослых, поддержки с их стороны и сочувствия – отмашки. Малышня взваливает на свои хрупкие плечи ворох проблем из прошлого старших и глушит скорбь, все глубже прячась в выдумках. Алиса гоняет чаи с игрушечным белым кроликом. Питер мотается в компании пропащих мальчишек. И без того тонкая грань между реальностью и грезами становится прозрачнее.

«Король Лев» тоже не мог похвастаться веселеньким зачином и сталкивал напрямую главного героя со смертью. Симба винил себя в гибели отца и как мог зализывал душевные раны – «Акуна матата» иногда тоже вариант, если других опций по выживанию в экстремальных условиях не предусмотрено. Однако «Питер Пэн и Алиса в стране чудес», в отличие от мюзикла о львенке и его злобном дяде, все же не история взросления, хоть главные герои здесь дети.

Фильм Чепмен был представлен в начале 2020 года на Санденсе – смотре готовом к экспериментальным формам и болезненным темам ‒ и фокусируется на проблемах дисфункциональной семьи, к чему может привести безответственное поведение родителей. Сказки здесь вшиваются в бытовую историю, жили они долго и счастливо звучит, но не срастается: пара дней слабости и жалости к себе любимым рискует обернуться испорченными судьбами. Волшебная звездная пыль детских снов сыпется на экран, фантазии маскируют быль, но с годами и они теряют мощь: чем ярче краски, тем тяжелее на душе. Стилистика картины о сказочных сиблингах не скрывает правду жизни.


«Питер Пэн и Алиса в стране чудес». Источник: «Вольга»


Главная звезда фильма ‒ Анджелина Джоли. С непривычной копной выбеленных локонов она играет еще одну вариацию устоявшегося мифа о себе – нежная мать и травмированная душа. Образ ей идет, и она умеет его разнообразить. Миссис Литлтон не повторение Малефисенты. Владычица тьмы эксцентричнее и озлобленнее. Роуз вымотана и, как ее же дети, ищет забвения, убегая от проблем. Шарм актрисы удерживает «Питера Пэна и Алису…» на плаву там, где Чепмен с трудом контролирует ритм и связывает истории двух детей.

«Питер Пэн и Алиса в стране чудес» в кино с 26 ноября.


Елена Громова



 

Рекомендуем

«ДВА ГОДА #ВЖЫВУЮ». 3 сентября «Сансара» и OQJAV поздравят «Живых поэтов»
Марлон Брандо. Почему секс-символ от Оскара отказался?
Элина Быстрицкая - молодость духа или годам вопреки!
Экзистенциальная литература. Жан-Поль Сартр «Тошнота»
В ад и обратно («Суспирия» реж. Лука Гуаданьино)
«Ровесник века»: начало творческого пути Бориса Ефимова
Н. П. Ламанова: модельер, которому верил Станиславский
Полосатая судьба Маргариты Назаровой
Кино. Личность. Франсуа Трюффо
Квартирник наших душ. Спектакль «Стыдно быть несчастливым» в Community Stage