Партнеры Живи добром

"Танцевать музыку": Топ-5 фильмов о балете


Последний танцор Мао


1."Последний танцор Мао".  

Замечательная драма рассказывает историю успеха китайского балеруна,  Ли Кунксина. Будучи отобран делегатами мадам Мао,  мальчик был доставлен в Пекин, для занятий в Академии танца. Вдали от своей семьи, Ли тоскует по родной деревне, не понимая цели тех страданий, которые он переносит ради нелюбимого дела. Изнурительные тренировки не приносят желаемых результатов. Ли решает дополнительно заниматься в свободное время,  дабы не отличаться от других учеников. Во время этих тренировок , один из учителей сделал неоценимый вклад в развитие таланта мальчика: открыл ему сущность танца, которая отошла на второй план в балетном искусстве коммунистического Китая. 


Сущность танца, которую узнал Ли и успешно применил, заключалась в единстве эмоций и грации движений. Танец без эмоций тождественен высказыванию В. Белинского об искусстве: "Искусство  без мысли, что человек без души - труп". То же и с танцем: без эмоционального окраса, личных переживаний танцора,  он - труп. Но именно это бесперспективное  будущее ожидало китайский балет.  В 1979 году Ли отправляется в Техас, будучи отобран делегацией по делам культуры. 


Там он встречает свою первую любовь  американскую танцовщицу Элизабет Макки. Чтобы остаться в Америки, он заключает со своей возлюбленной брак. Это решение закрыло ему обратную дорогу на родину, с другой стороны,  дало огромные возможности для развития таланта. Отличный фильм, великолепная хореография, органично вплетенная в канву событий жизни танцора. Эстетическое удовольствие от просмотра фильма гарантировано.


Божественная Жизель


2."Божественная Жизель".  

Документальный фильм режиссёра  Майи  Меркель, снятый в 1997 году, о жизни и творчестве знаменитой в свое время русской балерины Ольги Спесивцевой. Её образ вошел в историю русского балета в виде трагической незащищённости таланта перед обстоятельствами. Несмотря на меньшую известность Ольги, её талант ничем не уступал перед талантом  Анны Павловой. Дягилев часто повторял слова знаменитого итальянского балетного педагога Энрико Чеккети: "В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая - Ольгой Спесивцевой". При этом он добавлял: "Для меня Спесивцева - та сторона  яблока, которая обращена к солнцу".  Для всех желающих познакомиться с историей русского балета просмотр фильма обязателен.


Красные башмачки


3."Красные башмачки". 

Британский художественный фильм режиссёров Пауэлла и Пресбургера, 1948 года. По мнению многих критиков сюжет этого фильма является классикой британского балета. Будучи не признан на родине в Англии, фильм производит фурор как среди широкой массы  зрителей , так и в высших кругах критиков Америки. Фильм о самоотверженности ради искусства, граничащей с безумием. Он послужил вдохновением для многих художественных творений в кино о балете. Нашумевший в 2010 году  фильм "Черный лебедь", за который  Н. Портман получила "Оскар", по высказываниям критиков представляет собой реконструированную версию "Красных башмачков". Типично и название статьи в "New Yorker" -"Черный лебедь в красных башмачках". Среди всех любителей балета картина "Красные башмачки" стала культовой.


Майя


4. "Майя".  

Документальный фильм, 2000г. Знаменитая балерина Майя Плисецкая, которую называют новой Павловой, рассказывает историю своей жизни и творчества. В ее пластике танцевальное  искусство достигает высочайшей гармонии: "Ноги, - по мнению балерины,  - аккомпанемент, а руки - мелодия". Яркое подтверждение этих слов мы находим в выступлениях Майи. Исключительная одаренность и труд сформировали обособленное творчество балерины, которое подлинно достойно внимания.


Белые ночи


5."Белые ночи".  

Художественный фильм, снятый Тейлором Хэкфордом в 1985 году, рассказывает историю советского танцовщика  Михаила Барышникова (по фильму - Николая Родченко ), бежавшего в Америку в надежде на творческую свободу . Захватывающий сюжет, великолепный талант Барышникова, раскрывающийся в хореографии фильма - будут вескими причинами к просмотру данной картины, при том что фильм смотрится на одном дыхании.



Александра Дильман



 

Рекомендуем

Зарядись классикой
Юбилейный концерт Артема Дервоеда
Кино. Теория и практика Сергея Эйзенштейна
Выездные экскурсионные программы музея «Кижи»-2019
Ян Флеминг: шпионский роман
В стенах Санта-Мария-Маджоре
«Принцесса Клевская». Первый психологический роман
Игорь Черневич: «Мечты сбываются, просто мы этого не замечаем»
Выставка «Отечественная индустрия гостеприимства»
Валентина Теличкина. Как нижегородка покорила «дивную» Москву