Партнеры Живи добром

Триумф Алисы Фрейндлих


«Вы утверждали, что я чёрствая!

— Почему? Мягкая!

— Бесчеловечная!

— Человечная!

— Бессердечная!

— Сердечная!

— Сухая!

— Мокрая!»

Именно этот диалог вспоминает каждый, когда речь заходит о фильме «Служебный роман» и Людмиле Прокофьевне. Но все эти эпитеты никак не отражают характер настоящей актрисы. Алиса Фрейндлих всегда отличалась женственностью, добротой и чуткостью.

Алиса Фрейндлих

Будущая актриса родилась 8 декабря 1934 года в Северной столице. Она и сейчас помнит тот чудесный вид из своей квартиры на Исаакиевский собор и короткий путь до Медного всадника. Её отец и мать занимались творческой деятельностью, поэтому стать актрисой Алисе было предназначено судьбой. Отец, немец по происхождению, подарил своей дочери фамилию Фрейндлих и отчество Бруновна. Но перед Великой Отечественной войной родители разошлись.

Война не обошла стороной детство маленькой Алисы. Чувство, что завтра за тобой придут, не покидало семью. Несмотря на то, что в свидетельстве о рождении была указана русская национальность, фамилия Фрейндлих всё-таки давала о себе знать. Но репрессии не коснулись их, чего нельзя сказать о родственниках Алисы по отцовской линии. Многие из них были расстреляны. Не только страхом сопровождалась жизнь во время войны, но и голодом. За то, что Алиса и её мама, Ксения Фёдоровна, остались живы, можно поблагодарить их бабушку. В чётко определённые часы, вплоть до минут, она выдавала им кусочек хлеба. Такое жесткое питание их и спасло. По окончании войны мама и Алиса переехали в столицу Эстонии – Таллинн.

Спустя три года семья возвращается в Ленинград. В новой школе Алиса записалась в театральную секцию под руководством Марии Призван-Соколовой, известной советской артистки. Та сразу распознала в девочке большой талант и обучила её актёрскому мастерству. К тому времени, когда Алиса Бруновна окончила школу, в город вернулся отец.

Именно с ним они обсуждали её будущее. Фрейндлих обладала великолепным голосом и имела все задатки стать звездой театра и кино, но она не могла выбрать, куда поступать: в музыкальный институт или театральный. Отец настоял на театральном. Так, молодая абитуриентка решила отдать документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского.

Обучение было и сложным, и захватывающим одновременно. Она успела сняться в эпизодах нескольких фильмов. И выйти замуж за однокурсника Владимира Карасёва. Но брак был недолгим. После института её ждали совсем другие события.

Алиса Фрейндлих

В 1957 году она поступает в драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской. Там она получает огромный опыт и хорошую школу. Параллельно театральным подмосткам Алиса Фрейндлих снималась и на большом экране. И как она всё успевала?

Время шло, и навстречу ей пришла новая любовь – режиссёр Игорь Владимиров. Они смогли создать не только семейный союз, но и творческий. Она перешла в другой театр под руководством Владимирова – Театр имени Ленсовета. Все спектакли были подобраны специально для актрисы, весь репертуар основывался на её характере. И, конечно, роли Алисы Фрейндлих не могли остаться незамеченными. Она стала по-настоящему популярной и известной театральной актрисой. Но в кино этот период для артистки стал затишьем.

Это затишье было перед бурей, в самом хорошем смысле. Алиса Бруновна родила дочку, которую назвали Варварой. А позже на неё посыпались крупные роли. От неё были в восторге такие мэтры режиссуры, как Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов, Валерий Тодоровский и другие. В 1974 вышли три кинокартины с участием одарённой актрисы: «Анна и Командор», «Соломенная шляпка», «Агония». Во внушительном списке кинолент, в которых снялась Фрейндлих, можно выделить действительно выдающиеся и успешные работы.

Нельзя не упомянуть «Служебный роман». К этой роли Алиса Бруновна очень тщательно готовилась: сама искала костюмы, наблюдала за реальными начальницами и перенимала их походку. За этот образ Фрейндлих получила звание «лучшая актриса» по версии журнала «Советский экран». Следующая лента, заслуживающая внимание – «Три мушкетёра». Там актрисе досталась роль королевы Анны. И третья картина – «Сталкер». В этом фильме Фрейндлих открылась с новой стороны, она будто родилась заново как актриса. Хоть роль была и небольшой, но характер и игра героини были настолько сильными и правдивыми, что надолго запомнились зрителям. Всё это принесло свои плоды. Алиса Бруновна стала «Народной артисткой СССР».

Алиса Фрейндлих

Личная жизнь актрисы театра и кино не закончилась на истории с Игорем Владимировым. Они решили развестись. Спустя некоторое время в её жизни появился новый мужчина, а потом и муж, Юрий Соловей. Но и с ним отношения как-то не сложились. Несмотря на неудачи в браках, Алиса Фрейндлих всегда утверждала, что очень счастлива. Ведь у неё есть прекрасная дочь и замечательные внуки.

На сегодняшний момент актрису очень редко можно увидеть на больших экранах. Она часто отказывается от ролей. Но театр любит безумно и отдаётся ему полностью до сих пор. Сейчас Алиса Фрейндлих играет в спектаклях в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова.

Алиса Бруновна Фрейндлих всегда была, есть и будет любимицей советского и российского зрителя. Её успех и дар актрисы неповторимы, талант безграничен, а тепло и свет, которые она дарит людям, не сравнятся ни с чем.

«Алиса Фрейндлих, безусловно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать… А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко её ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось», - с теплотой отзывается актёр Георгий Штиль.

 

 

Полина Непомнящая




 

Рекомендуем

Самый Большой
Уиллем Дефо. Просто парень из Висконсина
«Полуюбилейный» сезон открыт! Театр «Балет Москва»
Новые проекты Вячеслава Зайцева
Через планетарии - к звёздам
Лекция. Документ и магическое в кинематографе Андрея Тарковского: формулы реальности
Новый сезон в Театре Наций
Исследователь человеческих страданий. Шарль Бодлер
Женщина, которая решит («Обычная женщина 2». Реж. Наталия Мещанинова)
Театр на экране: Что посмотреть в декабре?