Партнеры Живи добром

В поисках смысла («Глубже!», реж. Михаил Сегал)


Роман Петрович (Александр Паль) – театральный режиссер, внимательный к деталям и тонко чувствующий психологию персонажей, чья карьера в театре не задалась. Поклонник Чехова был уволен, его место занял более востребованный и современный коллега Хачатрян (Антон Лапенко). Ситуация неприятная. Еще неприятней безденежье, ведь искусство искусством, а чизкейки в любимом кафе Романа Петровича бесплатно не раздаются. Творец ищет работу, и работа его находит. Сокурсник предлагает ему небольшую халтуру – заменить режиссера на съемках порноролика. Роман Петрович соглашается и подходит к делу со всей душой: репетиции перед съемками и анализ характеров главных действующих лиц актерам (Любовь Аксенова, Олег Гаас) обеспечены. Старания не пропали даром. Ролик так понравился заказчику, что съемки следующего порнофильма не заставили себя ждать. И вот уже весь мир пристально следит за творчеством российского гения. Роман Петрович изобрел новый жанр – глубокое русское порно.

Ироничная комедия «Глубже!» Михаила Сегала была представлена на Кинотавре, который в этом году из-за пандемии коронавируса перенесли с июня на сентябрь. С фестиваля фильм вернулся со специальным дипломом жюри.


«Глубже!». Источник: «СППР»


Новая работа Сегала интонационно близка к его «Рассказам» – хитросплетению короткометражных лент на разные темы: начиная от трудностей семейной жизни и заканчивая противостоянием секса и знаний. У «Глубже!» с предшественником даже есть один общий персонаж – президент в исполнении Игоря Угольникова. Хотя общих героев у фильмов может быть и больше. В «Рассказах» Любовь Аксенова играла молодую пассию книжного издателя, с которой «трахаться не о чем было». В «Глубже!» она появляется в роли порноактрисы, осваивающей азы системы Станиславского и знакомящейся с собранием сочинений Чехова. Кто знает, как сложилась жизнь ее героини из первого фильма…

Несмотря на провокационное название и необычную подработку Романа Петровича, «Глубже!» вряд ли можно назвать кино о порнографии. Здесь нет исследования и даже тени реконструкции функционирования индустрии фильмов для взрослых. Сегала не интересует комплекс этических проблем и специфика порно как жанра. Порнографические видео в фильме выкладывают на Youtube, в новостных передачах по всему миру восхваляют гения российского порно. Представить такое в реальных условиях невозможно. Крупные телеканалы скорее сделают репортаж о задержании проституток, чем споют оду сомнительному ролику, и на Youtube видео с порно под запретом. Совершая такие очевидные допущения, Сегал словно старается, как можно дальше развести мир, выдуманный им, и мир порноиндустрии.

В «Глубже!» порно – метафора, слишком удобная, привлекательная, интригующая и громкая, чтобы позволить ей без дела валятся на полке. Слово «порнография» в фильме употребляется как примета пустоты, отсутствия смысла, действие, совершаемое автоматически с опорой на устаревший метод и с нескрываемым самолюбованием. Таким образом, сделав прививку смысла порнороликам в пространстве фильма Сегала, Роман Петрович лишает их порнографичности. Сцены секса в фильме подчеркнуто комичные и неловкие.

Немного позабавившись с фильмами категории 18+, Сегал лихо переходит к подтруниванию над политическими программами по российскому ТВ и вскарабкивается на сцену Главного театра страны. Смысл нужен везде, и Роман Петрович рад стараться. Если в порно ему удалось совершить прорыв, то зачем себя сдерживать? В конечном счете, «Глубже!» иронизирует не только над бедствиями режиссера-кофемана. В послужном списке фильма – отношения власти и искусства, а также критика (не особо зубастая) современного театра, который, по Сегалу, застрял между эпатажем ради эпатажа и/или никак не может проститься с отжившими свое приемами.

«Глубже! в кино с 22 октября.


«Глубже!». Источник: «СППР»


Елена Громова



 

Рекомендуем

4 экскурсии по выставкам Фестиваля фотографии Cеверных стран
Покемон человеку друг ("Покемон. Детектив Пикачу" реж. Роб Леттерман)
Уязвимый лед («Акварель» реж. Виктор Косаковский
Исполнительница недели. ZAZ
Изобретение Берлинера
Поэзия, подарившая любовь. Элизабет Браунинг
Выставка «Солдаты Отечества»
Фольклор с большой драматургией
Простодушный «папа Шрека» Уильям Стейг
ЦДМ на Лубянке. Новый год и новые рекорды