Партнеры Живи добром

Заметки о национальном конкурсе. Немного о фильмах и итогах BEAT-2017


VIII фестиваль нового документального кино Beat завершился в Москве и готовится к путешествию по другим городам России. Какими были фильмы из третьего сборника национального конкурса, что предстоит увидеть зрителям из регионов и что хочется посмотреть снова?

 

ARTEMIEV: Интервью BEAT 2017


ARTEMIEV: Интервью

Документальный фильм об артисте, каких, в общем-то, много, сделан стандартно, но качественно и ярко. Известный девочкам двухтысячных как Паша из «Корней» – на радио, в студии звукозаписи с группой, на встрече со студентами и дома, среди творческого беспорядка. Алиса Гребенщикова спрашивает его о Москве, о творчестве, которое началось главным образом после ухода из «Корней», и о поклонницах, которые, как говорит музыкант, по старой памяти «фотографируются с Пашей Артемьевым из группы «Корни», а не с Пашей Артемьевым из группы ARTEMIEV».

Он уже не кумир миллионов и будто не верит в собственную популярность (или лукавит?). Студенты делают с ним селфи, но на лекции позволяют себе есть и спать – такая духовная пища им не так уж близка. Однако на работе Паша-тихоня из «Корней» теперь больше похож на заводилу в контексте группы ARTEMIEV. Другие участники – с ним на равных, но все же повышенного внимания к более известному музыканту в кадре не избежать.

От обычного фильма об артисте «...интервью» отличает непосредственность общения – Павел не «рисуется» перед камерой, почти не держит дистанцию с режиссером Маргаритой Захаровой. Фильм дополнен приятными и не «заезженными» видами ночной Москвы, а также музыкой группы ARTEMIEV. И возможно, что выросшим девочкам двухтысячных этот зрелый Паша тоже придется по вкусу – не только в память о юности, но и просто потому, что саунд хорош, и текст интересен. А сам авторский фильм вполне органично смотрелся бы на федеральном телевидении в выходной.

 

2 или 3 вещи, которые я знаю о Ростове-на-Дону


2 или 3 вещи, которые я знаю о Ростове-на-Дону

Вот эта картина широкому зрителю, возможно, будет не до конца понятна, но отклик она уже находит. Алексей Захар, уроженец города комбайнов и джинсов, земляк Касты и Басты, показывает свою малую родину по мотивам годаровской ленты «2 или 3 вещи, которые я знаю о ней». Французского колорита добавляет первая часть на французском языке – конечно же, с субтитрами. Захар даже умудряется показать в Ростове весь мир: вот Нью-Йорк (бар-ресторан), а вот Париж (дорогой магазин). В фильме встречаются и тексты немецких философов (на языке оригинала), мемориальная доска Сабины Шпильрейн – ученицы Юнга и Фрейда; видит зритель и сомнительных личностей с ножом и «калашом», жизнь которых проходит под философский рэп на восточном языке.

Многие кадры выполнены в фотоэстетике: не меняется ни ракурс, ни план, только наблюдение в одном кадре на несколько минут. «2 или 3 вещи...» – своего рода фильм-протест. На его создание Алексея Захара толкнули съемки чужого фильма о Ростове-на-Дону, с подходом к которым, по его собственным словам, режиссер был не согласен. На игровую основу ложатся документальные съемки города, который меняется, отбрасывает старые артефакты, которые пытается запечатлеть режиссер. «Если Артемьев будет жить – туалет уже изничтожили» – с юмором заявляет Захар, делая отсылку к другому фильму программы. Конечно, дело не в уборной – в Ростове закрываются кинотеатры, культурная жизнь смещается в торговые центры, а режиссер ловит на пленку дорогие ему места и моменты, пока не поздно. Кстати, здесь, на Московском фестивале BEAT фильм посмотрело неожиданно много жителей Ростова – и наверняка их будет еще больше, если BEAT Weekend приедет в их город.

 

Бумажные звезды: фильм-победитель национального конкурса

В кадре – летний детский лагерь, не избавленный от пережитков пионерского прошлого. Девочка Алина впервые в детском коллективе одна. Вскоре тоска под дому и маме сменяется на лагерную жизнь, походы на море, девичьи секреты, дискотеки, первые влюбленности и ночные разговоры с соседками. Но рядом с ней, на соседней кровати, обитает Полина, которая не может или не хочет вписаться в коллектив, отказывается вырезать бумажные звезды и мечтает о тертой моркови бабушкиного приготовления. Режиссер Марина Захарова следит за их взаимоотношениями, построением иерархии в детском коллективе, попытками самоутвердиться или, наоборот, проявить сочувствие.

Несмотря на подростковые проблемы героинь, фильм очень радостный, светлый и смешной. Чего стоит сцена, в которой дети уныло-уныло поют песню о том, как им хорошо в лагере, или разговорчики о том, как девочка встречалась с мальчиком, а потом он поцеловал другую «в губы... то есть в щеку». Дети – возможно, лучшие актеры, а когда они не играют – смотрятся в кадре ничуть не хуже. Обязательно нужно отметить мастерство Марины Захаровой, которой удалось не разрушить атмосферу непосредственного общения и не вмешаться в происходящее самим фактом появления камеры в пространстве действия.


Яна Ларина

 


 

Рекомендуем

Отец социальной фотографии - Льюис Уикс Хайн
Благотворительный фонд «Галчонок» в гостях у «Современника»!
38-й ММКФ. Конкурс. "Центр моего мира" реж. Якоб М. Эрва
Кровожадный рассудок ищет смысл («Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен)
XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"
Книга недели. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»
«Stabat Mater» в Большом зале Московской консерватории
Заведенные жизнью. Премьера спектакля «Заводной апельсин» в Театре Наций
Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем