Партнеры Живи добром

Святослав Бэлза. Судьба помогает волящему


Можно с уверенностью сказать, что Святослав Белза был практически обречен стать блестящим музыкальным критиком и литературоведом. Он родился в 1942 году в семье известного советского музыковеда, критика и композитора Игоря Федоровича Белзы. Мать Святослава – казалось бы, медик по образованию, является автором ряда книг по музыке. Так что фактически тяга к прекрасному, к музыкальному на генетическом уровне предопределили профессиональный и жизненный путь любимого многими  телеведущего, музыкального обозревателя телеканала «Культуры». Сам Святослав Игоревич свои детские годы, уже после переезда в Москву, иронично описывал так: «У меня было тяжелое детство. Когда нормальные дети гоняли в футбол во дворе, меня заставляли мыть шею и вели в Большой зал Консерватории или Большой театр… С юных лет музыкой меня перекормили». Окружение у мальчика было более, чем замечательное: семья жила в писательском доме на Беговой, под ними жил Василий Гроссман, напротив – Павел Нилин, в подъезде и лифте можно было встретить Степанова, Либединского, Заболоцкого. Закончив английскую спецшколу №1 в Сокольниках, Белза поступил на филфак МГУ, где и встретил свою супругу Нину Кулагину. Он – чемпион по фехтованию, «заболел» этим видом спорта еще будучи мальчишкой, когда с головой ушел в книгу «Три Мушкетера», перечитывал ее «до красных глаз».


Святослав Бэлза


Она – студентка Киевского государственного университета, чемпионка СССР по плаванию на спине. Жили красиво, ярко, как и полагается творческой, в какой-то степени, «золотой молодежи». В 1961 году Святослав Белза получает автомобильные права, и с тех пор начинается его роман с дорогами и красивыми машинами. Кстати, это был самый надежный и продолжительный роман, с женщинами он расходился куда чаще. В 1971 году, через 2 года после свадьбы, Нина рожает мужу сына, Игоря, названного в честь легендарного отца Святослава Белзы, а уже в 1980, к тому времени известный публицист и музыкальный критик Святослав Белза уходит к дочери актера Петра Глебова – Ольге, которая родит ему тоже сына, Федора. 4 июля 2014 года Игорь и Федор на мемориальном концерте в Большом зале Московской Государственной Консерватории им.Чайковского получат последнюю награду отца, уже посмертную. Ни Игорь ни Федор не выбрали путь, связанный с искусством. Игорь занимается предпринимательством, окончил радиотехнический университет, Федор – управленческий. Но их отец, Святослав Белза, философ и критик, никогда не делал из этого трагедии, относился с пониманием. Однако после ухода Святослава Белзы из жизни его старший сын Игорь решил продолжить дело отца. Сейчас он ведет концертные программы, пробует себя на телевидении. С успехом провел вместе с Марией Максаковой вечер памяти, посвященный отцу, сотрудничает с Денисом Мацуевым. 


Святослав Бэлза и Денис Мацуев


Печататься Белза начал еще в университете. По словам Святослава Викторовича именно тогда и сформировался его ритм, который не давал ему расслабиться всю жизнь. В профессию он попал совершенно случайно: было слишком тесно в академических рамках. Белза с детства ценил свободу, как и его отец. Впоследствии энциклопедист и телеведущий вспоминал, что «речь не шла о том, должен я или не должен к девяти утра бежать на работу – на самом деле порой приходится работать куда больше, чем человеку, который сидит от звонка до звонка в своем кабинете. Главное, что то, чем ты занимаешься, приносило удовлетворение. Это и жизнь продлевает». В доме, где росла будущая звезда телеэкрана, были тысячи томов букинистических изданий и четыре пишущих машинки на троих – у каждого своя и одна с латинским шрифтом. 


До телевидения Белза активно печатался в газетах, делал литературные обзоры, путешествовал. Всегда тянулся к искусству, просвещаться самому и дарить красоту другим. «Искусство, как мне кажется, убежище не только от скуки, но и от той дисгармонии, которой полна современная жизнь, которая проникает и в искусство. Есть искусство, которое отражается эти диссонансы, даже смакует, нагнетает все эти ужасы жизни. А есть искусство, которое этому противостоит». Белза считал, что о вкусах еще как спорят: привычка к лучшему должна вырабатываться годами. Поэтому в его работах -  книгах, передачах, интервью, всегда можно было увидеть некий диалог с читателем или зрителем, словно невидимой мост перекидывал он от себя по другую сторону, призывая к размышлениям. Белза был потрясающим интервьюиром: не боялся спорить, по-хорошему провоцировать, не на скандальные откровенности, но на искренние мысли. Одно из самых значительных интервью он записал с Рудольфом Нуриевым за полгода до смерти великого танцора. По несчастному стечению обстоятельств интервью было стерто, о чем Белза жалел всю свою жизнь. 


Крестным отцом Белзы на телевидение стал Юрий Сенкевич. Он искал знатока Парижа и предложил выступить в его «Клубе кинопутешественников». А дальше знаменитая «Музыка в эфире», кропотливая работа на телеканале «Культура», обеспечившая Белзе многочисленные награды, перечислять которые бессмысленно: они все главные, все почетные! Однако сам маэстро больше всего любил свой орден Казановы, который ему был вручен в замке графа Вальштейна, где тринадцать лет в качестве библиотекаря работал сам Казанова. Многие шутили, что эта медаль подарена Белзе совсем не за его труды, посвященные легендарному венецианцу (Белза написал ряд статей и книгу о великом авантюристе), а за его многочисленные любовные истории.


Святослав Бэлза


Святослав Бэлза всегда с особым трепетом и вниманием относился к проектам, в которых ему предлагали участвовать. Никогда не гнался за коммерческим успехом и узнаваемостью, выбирал сердцем и только лучшее: вел утонченные светские вечера или концерты подающих надежды стипендиатов известных музыкальных фондов. В 2013 году Бэлза в качестве ведущего вел фестиваль «Очи черные» в итальянском городе Монтекатини Терме. Идея фестиваля давно витала в воздухе: познакомить людей с творчеством великих композиторов в исполнении как именитых музыкантов, так и способных учеников. Белза лично общался с талантливыми русскими и итальянскими детьми, учениками различных школ и академий. В 2014 году фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, также должен был провести Святослав Бэлза… Открытие фестиваля началось с минуты памяти о человеке-легенде, олицетворявшем собой целую культурную эпоху. В Монтекатини Бэлзу очень любили, в его честь мэрия города учредила памятный медальон Святослава Бэлзы, который планируется вручать заслуженным музыкантам и исполнителям. 


Другой его страстью были автомобили, как я упоминала ранее, которыми он «заболел» с раннего детства, но без участия родителей. Еще будучи мальчишкой вечно крутился во дворе вокруг «Побед» и «Волг» именитых писателей, лауреатов Сталинской премии. Права же получил лишь только на первом курсе, все сокрушался, что поздно. Родители машину покупать отказались, считали, будет гусарить, и не ошиблись. Свой первый штраф Белзе выписали чуть ли не в первый день, как он сел за руль списанной «Волги», купленной на первый гонорар. На протяжении всей жизни Белза менял автомобили, как перчатки, но, по воспоминаниям Сати Спиваковой, любил их порой нежнее, чем женщин: никогда не сдавал не металлолом и не продавал в чужие руки – непременно дарил друзьям или жертвовал на благотворительность. Гонял по Москве, как Шумахер! Кого только не возил: на пассажирском сидении решались вопросы с концертами Дениса Мацуева, брались интервью у Лучано Паворотти, саму приму Майю Плисецкую мог провести с ветерком на скорости в 160 км\ч по Кутузовскому проспекту. Это в эфире Белза был «джентльменом с пришитой намертво бабочкой», как подшучивал над ним Владимир Спиваков, а в жизни – задорный, веселый, вечный мальчишка. 


Святослав Бэлза


Святослав всегда с особым трепетом вспоминал свою семью, отца и мать, уход которых стал для него большой трагедией. В какой-то мере огромная любовь и почитание родителей не дали самому Белзе построить собственную семью. Телеведущий часто рассказывал о своей древней родословной, корни которой уходили глубоко в историю. Его кредом был фамильный девиз «Ducunt valentem fata», что в переводе значит «Судьба благоволит волящему». От слова Воля! Счастливы те, кто правильно понял свое предназначение. И хоть порой Белза в интервью кокетливо уходил от ответа о своем предназначении, он всегда говорил, что другой судьбы себе не пожелал бы. 



Ирина Аникеева



 

Рекомендуем

«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
Марсель Пруст в поисках своего потерянного времени
Флэшбеки, фантазии об отпуске и надежды на будущее, как прошла неделя моды в Нью-Йорке
Поющие на экране. Топ-5 киномюзиклов
«Культура 2.0». Штефан Обермайер
Георгий Вайнер. Умножающий печаль
Восточный принц высокой моды Зухаир Мурад
Архстояние 2016: Новый диалог с природой
Вишнёвый фестиваль в Епифани
Триумфальный визит Жауме Пленса или раскрытие секретов тишины