Партнеры Живи добром

5 самых известных рок-опер


Интересный жанр рок-оперы… Тут вам вроде мюзикл – сюжет и песни на сцене, но с классическим уклоном смысла и масштаба, к тому же все переиграно на рок-исполнение – барабаны и гитары… Это синтетический жанр, содержащий в себе много казалось бы несовместимых черт: академизм и консерватизм оперы и протестный характер рок-музыки. Это серия песен, музыкальные фрагменты, соединенные сюжетом.

В России на этом жанре специализируется только один театр – Санкт-Петербургский театр «Рок-опера», основанный в 1989 году на базе ВИА «Поющие гитары». Что парадоксально, он с момента основания и до сих пор не имеет собственной сценической площадки.

Считается, что направление образовалось в конце 1960-х годов в США. Первой рок-оперой стало творение британской группы The Who «Томми». История слепоглухонемого мальчика, впоследствии вылечившегося и ставшего новым мессией, получила хорошие оценки критиков и стала родоначальницей нового жанра. К самым знаменитым и выдающимся рок-операм относятся: 

«Иисус Христос — суперзвезда»

1. «Иисус Христос - Суперзвезда» - вероятно, самая известная на мировом уровне рок-опера всех времен. Она не теряет своей популярности уже почти полвека. Этому способствуют многие факторы: и знаменитые авторы - Эндрю Уэббер и Тим Райс, и звездный первый исполнитель сольной партии - Йен Гиллан (Deep Purple), и уникальный, шокирующий, спорный сюжет о человеческой природе Иисуса Христа.

Гляньте: ваш Иисус. Признаю, он псих. 
Надо под замок, но это не причина убивать же. 
Жалок парень и мал, он не царь, не Бог,
 И не вор. Мне надо грех!.. 

«Стена»

2. «Стена» - автобиографичное творение Роджера Уотерса – лидера Pink Floyd. Альбом вышел в конце 1979 года. Это многоплановое и связное произведение – история рок-звезды Пинк Флойд, вокруг которого кирпичик за кирпичиком строится Стена изоляции, отчуждения и непонимания, Стена бесстрастной маски и внутренней защищенности. На сцене во время представления строилась реальная стена высотой больше 12 метров, в которую врезался радиоуправляемый истребитель, а также ходили огромные надувные куклы. Какое-то время эта рок-опера кроме непосредственного философского смысла, пережила антивоенное прочтение. Сам создатель ассоциировал эгоистический институт рок-идолов с фашизмом.

Эй, учитель, оставь–ка детей в покое! 

Все как есть – ты лишь еще один кирпич в стене… 

«Юнона и Авось»

3. «Юнона и Авось» – российская опера – мистерия, премьера состоялась 31 декабря 1985 года. Это не первый опыт подобного жанра в Советском Союзе (до нее была зонг-опера «Орфей и Эвридика»), но она считается одной из лучших и самых узнаваемых отечественных рок-опер. Отличается тем, что содержит много поясняющего непесенного текста, но иначе и нельзя, слишком сложна тема: путешествие графа Резанова в Америку для налаживания дипломатических и торговых отношений, взаимное вспыхнувшее чувство с девушкой Кончитой, обручение, гибель графа по пути домой.

И качнутся бессмысленной высью 

Пара фраз залетевших отсюда: 

Я тебя никогда не увижу, 

Я тебя никогда не забуду... 

«Эльфийская рукопись»

4. «Эльфийская рукопись». Иногда рок опера представляет собой целый последовательный спектакль, иногда это может быть набор неуловимо связанных лишь тематикой и обозначенным названием песен на пластинке. Последнее весьма подходит к российской рок-опере группы Эпидемия - «Эльфийская рукопись». Здесь также явно выступает линия «фантастической» направленности рок-опер. Жанр «фэнтези», основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, весьма популярен среди современной молодежи. Берется выдуманная история, произошедшая в выдуманной стране с выдуманными персонажами. Концептуальный альбом был выпущен 13 февраля 2004 года. Это очень эмоциональное (как и все со значком «рок») повествование о полуэльфе Дезмонде, который вместе со своим другом Торвальдом сражается против темного мага Деймоса, чтобы освободить родную страну Энию и возлюбленную Алатиэль.

Высушит слезы Алатиэль, 

Торвальд повесит на стену свой меч, 

Смерть и любовь воспоет менестрель, 

То, что написано пером – не сжечь!.. 

«Последнее Испытание»

5. «Последнее испытание» - также представитель области фантастического, но с более последовательным сюжетом, чему способствует существование первоисточника - «Саги о копье» или DragonLance авторов Лоры и Трейси Хикмен и Маргарет Уэйс . Это первый фэнтези проект в России, в нем сочетаются жанр рок-оперы и мюзикла. Идея создания рок-оперы по этому произведению воплощалась с 1998 по 2014 год. И такая долгая история создания, и конечный итог - выразившийся в версии фильма-постановки и в существовании фильма-спектакля гастрольной версии, достойно-воплощенный на мировом уровне, должны вызывать гордость соотечественников. Это история темного мага Рейстлина Маджере и светлой жрицы Крисании, история выбора между абсолютной властью и любовью.

Еще не поздно жить без фальши
 Создать новый мир, лучше чем раньше! 
Не поздно, послушай, я так не хочу быть один... 
Властелин Ничего!




Мария Игумнова



 

Рекомендуем

Париж влюбленными глазами Хемингуэя
Что? Где? Когда? Культурные события декабря
Ярмарка кошачьего тщеславия
Ирина Купченко. Этой «женщине руку не протягивают». Ей аплодируют стоя
Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
«От Елизаветы до Виктории»: брифинг по истории английского портрета
Анни Жирардо. «Казанова в юбке»
Кино. Премьера. "На гребне волны"
У каждого лабиринта есть свой выход («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», реж. Уэс Болл)
«Золотой ключик»: Мероприятия Года театра