Партнеры Живи добром

5 самых известных рок-опер


Интересный жанр рок-оперы… Тут вам вроде мюзикл – сюжет и песни на сцене, но с классическим уклоном смысла и масштаба, к тому же все переиграно на рок-исполнение – барабаны и гитары… Это синтетический жанр, содержащий в себе много казалось бы несовместимых черт: академизм и консерватизм оперы и протестный характер рок-музыки. Это серия песен, музыкальные фрагменты, соединенные сюжетом.

В России на этом жанре специализируется только один театр – Санкт-Петербургский театр «Рок-опера», основанный в 1989 году на базе ВИА «Поющие гитары». Что парадоксально, он с момента основания и до сих пор не имеет собственной сценической площадки.

Считается, что направление образовалось в конце 1960-х годов в США. Первой рок-оперой стало творение британской группы The Who «Томми». История слепоглухонемого мальчика, впоследствии вылечившегося и ставшего новым мессией, получила хорошие оценки критиков и стала родоначальницей нового жанра. К самым знаменитым и выдающимся рок-операм относятся: 

«Иисус Христос — суперзвезда»

1. «Иисус Христос - Суперзвезда» - вероятно, самая известная на мировом уровне рок-опера всех времен. Она не теряет своей популярности уже почти полвека. Этому способствуют многие факторы: и знаменитые авторы - Эндрю Уэббер и Тим Райс, и звездный первый исполнитель сольной партии - Йен Гиллан (Deep Purple), и уникальный, шокирующий, спорный сюжет о человеческой природе Иисуса Христа.

Гляньте: ваш Иисус. Признаю, он псих. 
Надо под замок, но это не причина убивать же. 
Жалок парень и мал, он не царь, не Бог,
 И не вор. Мне надо грех!.. 

«Стена»

2. «Стена» - автобиографичное творение Роджера Уотерса – лидера Pink Floyd. Альбом вышел в конце 1979 года. Это многоплановое и связное произведение – история рок-звезды Пинк Флойд, вокруг которого кирпичик за кирпичиком строится Стена изоляции, отчуждения и непонимания, Стена бесстрастной маски и внутренней защищенности. На сцене во время представления строилась реальная стена высотой больше 12 метров, в которую врезался радиоуправляемый истребитель, а также ходили огромные надувные куклы. Какое-то время эта рок-опера кроме непосредственного философского смысла, пережила антивоенное прочтение. Сам создатель ассоциировал эгоистический институт рок-идолов с фашизмом.

Эй, учитель, оставь–ка детей в покое! 

Все как есть – ты лишь еще один кирпич в стене… 

«Юнона и Авось»

3. «Юнона и Авось» – российская опера – мистерия, премьера состоялась 31 декабря 1985 года. Это не первый опыт подобного жанра в Советском Союзе (до нее была зонг-опера «Орфей и Эвридика»), но она считается одной из лучших и самых узнаваемых отечественных рок-опер. Отличается тем, что содержит много поясняющего непесенного текста, но иначе и нельзя, слишком сложна тема: путешествие графа Резанова в Америку для налаживания дипломатических и торговых отношений, взаимное вспыхнувшее чувство с девушкой Кончитой, обручение, гибель графа по пути домой.

И качнутся бессмысленной высью 

Пара фраз залетевших отсюда: 

Я тебя никогда не увижу, 

Я тебя никогда не забуду... 

«Эльфийская рукопись»

4. «Эльфийская рукопись». Иногда рок опера представляет собой целый последовательный спектакль, иногда это может быть набор неуловимо связанных лишь тематикой и обозначенным названием песен на пластинке. Последнее весьма подходит к российской рок-опере группы Эпидемия - «Эльфийская рукопись». Здесь также явно выступает линия «фантастической» направленности рок-опер. Жанр «фэнтези», основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, весьма популярен среди современной молодежи. Берется выдуманная история, произошедшая в выдуманной стране с выдуманными персонажами. Концептуальный альбом был выпущен 13 февраля 2004 года. Это очень эмоциональное (как и все со значком «рок») повествование о полуэльфе Дезмонде, который вместе со своим другом Торвальдом сражается против темного мага Деймоса, чтобы освободить родную страну Энию и возлюбленную Алатиэль.

Высушит слезы Алатиэль, 

Торвальд повесит на стену свой меч, 

Смерть и любовь воспоет менестрель, 

То, что написано пером – не сжечь!.. 

«Последнее Испытание»

5. «Последнее испытание» - также представитель области фантастического, но с более последовательным сюжетом, чему способствует существование первоисточника - «Саги о копье» или DragonLance авторов Лоры и Трейси Хикмен и Маргарет Уэйс . Это первый фэнтези проект в России, в нем сочетаются жанр рок-оперы и мюзикла. Идея создания рок-оперы по этому произведению воплощалась с 1998 по 2014 год. И такая долгая история создания, и конечный итог - выразившийся в версии фильма-постановки и в существовании фильма-спектакля гастрольной версии, достойно-воплощенный на мировом уровне, должны вызывать гордость соотечественников. Это история темного мага Рейстлина Маджере и светлой жрицы Крисании, история выбора между абсолютной властью и любовью.

Еще не поздно жить без фальши
 Создать новый мир, лучше чем раньше! 
Не поздно, послушай, я так не хочу быть один... 
Властелин Ничего!




Мария Игумнова



 

Рекомендуем

Премьера в Театре Наций. "Любовницы"
Неделя моды в Париже SS'18
Новый альбом Гвен Стефани
Уильям Моррис: эстетика и гармония жизни
Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)
Аль Пачино. Злодей и Мастер
На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов
«Праздник кукол» в Государственном музее Востока
Голиаф Чаплина
PAULA-SILENT CONVERSATIONS