Партнеры Живи добром

Луна над театром “Ромэн”


30 октября в московском театре “Ромэн” прошел концерт американского джазового квинтета Q’d Up.


Московская погода в последнее время не дает поводов для радости, однако кое-где все еще можно найти уют и тепло. Театр “Ромэн” теперь согревает публику не только горячими цыганскими спектаклями, но и классическим американским джазом - в столицу приехал квинтет Q’d Up из штата Юта.  


История коллектива началась в 1983 году в Университете Бригама Янга. С тех пор квинтет выпустил четыре студийных альбома и завоевал уважение в джазовом сообществе. Сейчас команда состоит из мультиинструменталиста-духовика Рэя Смита, клавишника и аранжировщика Стива Линдеманна, барабанщика Джея Лоуренса, гитариста Рона Солтмарша и басиста Эрика Хансена. Все музыканты преподают в Университете Бригама Янга, играют вместе джаз, а также занимаются сольными проектами. Например, Рон Солтмарш пробовал себя в кантри-музыке, а Джей Лоуренс записывал саундтреки к таким фильмам, как “Джуманжди”, “Геркулес” и “Человек в железной маске”. На последних трех альбомах Q’d Up сотрудничали с вокалисткой Келли Эйзенхауэр, которая в своей карьере работала с Королевой соула Глэдис Найт и Бостонским оркестром Кита Локхарта.  


Концерт в театре “Ромэн” проходил в рамках международного фестиваля “Мир контрабаса”, призванного популяризировать инструмент, издавна считающийся не более, чем аккомпанирующим. Уже в начале первого отделения этот миф был развенчан. На сцену вышли пианистка Анна Расина и контрабасист Большого театра Александр Парсаданов. Короткая пьеса - и вы уже не сомневаетесь в том, что контрабас может солировать. Причем, брать на нем можно в том числе высокие ноты, и их звучание зачастую даже глубже, чем у виолончели.


Руководитель квинтета Рэй Смит


Затем на сцене появились сами хедлайнеры концерта. Зазвучал старый добрый американский джаз. Рэй Смит и Рон Солтмарш сразу выдали несколько эффектных соло, заставив публику аплодировать. В один момент исчезло ощущение места и времени. Мягкий саксофон, гитара с легким овердрайвом, звонкие клавишные - можно было просто закрыть глаза и перенестись из дождливой Москвы в солнечную Калифорнию. Или на Кубу, о которой меланхолично пела гитара Солтмарша, а затем - романтично и беззаботно - фортепиано Линдеманна в композиции Fool Moon Over Havana. Большая южная луна засияла над театром “Ромэн”.


Как оказалось, в Москву профессора джаза приехали не одни. С собой они привезли троих студентов Университета Бригама Янга, которые дополнили духовую секцию. С флейтой, тромбоном и трубой Q’d Up сразу зазвучали разнообразнее и мощнее. Первое отделение концерта закончилось заводной композицией Marshmallow Jump в стиле Элвина Джонса, написанной Роном Солтмаршем.


Второе отделение снова началось с контрабасистов. Александр Парсаданов на этот раз вышел в дуэте с коллегой по инструменту Олегом Самойловым. Получилось еще более живо и нестандартно, чем в первый раз. При этом, музыканты проявили себя и как артисты - их постоянные переглядывания, остроумная мимика, а также отработанные телодвижения (своеобразные танцы с контрабасом) добавили номеру театрального шарма. На этом вступительная часть второго отделения не закончилась. Ученик детской школы искусств №10 Данила Мягков сыграл несколько коротких произведений под аккомпанемент Стива Линдеманна и Джея Лоуренса. Семилетнего контрабасиста увидишь не часто! Данила получил самую громкую порцию аплодисментов за вечер и два букета цветов. После этого к публике вернулись остальные члены квинтета и студенты.  


Q’d Up сыграли несколько композиций, в числе которых наиболее выделялась Snowdrift Рона Солтмарша. По ритму и развитию она напомнила знаменитый “Караван” Дюка Эллингтона, однако настроение, которое она в себе несла, было совсем иным - светлым, рождественским. Этот караван идет не по пустыне, а по заснеженному американскому городку в преддверии Нового года, когда все украшают дома и прячут подарки. Даже не всегда точные импровизации студентов, заставлявшие морщиться Рэя Смита, не могли испортить эту прекрасную теплую атмосферу зимнего праздника.


Гитарист театра "Ромэн" Эдуард Домбровский играет вместе с Q'd Up


Второе отделение также запомнилось появлением на сцене музыканта театра “Ромэн” Эдуарда Домбровского. Рэй Смит представил его, как “одного из лучших гитаристов в округе”, и Эдуард доказал, что это было сказано неспроста. Виртуозные соло сначала на акустической гитаре, а затем и на Gibson Les Paul привели в полнейший  восторг публику и музыкантов Q’d Up. Стив Линдеманн и Рэй Смит обменивались понимающими взглядами, а студенты завороженно слушали игру виртуоза и улыбались.  


Концерт закончился, и Рэй Смит поблагодарил всех: слушателей, музыкантов, организаторов. “Завтра утром мы улетаем”- сказал он, и от этого стало немного грустно. Наверное, потому что концерт получился очень уютным и добрым, даже “семейным”. А теперь нужно снова возвращаться на темные осенние улицы города, к работе, учебе, проблемам. Но зачем думать обо всем этом в такой вечер, когда даже на плотно затянутом тучами московском небе можно увидеть луну! Ту самую - кубинскую.


Глеб Томашевский



 

Рекомендуем

Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»
Юкио Мисима. Танец со смертью
Оперные кутюрье
Главные тенденции осени 2016
Наш дом - нора, клоака, свалка. "Мышелов" на фестивале Solo
Культурные стартапы
«Пошли, скрипач, в открытый космос!»
Harry Winston. Бриллиант без огранки
Кино. Личность. Андрей Тарковский
Разговорник Холокоста («Уроки фарси», реж. Вадим Перельман)