Агриппина Ваганова: педагог или балерина? 5 составляющих успеха
Агриппина Яковлевна Ваганова – артистка балета и педагог. Её называли «великой и ужасной», «царицей вариаций»… Что мы знаем о ней? Чего в ней присутствовало больше: балерины или педагога, теоретика или практика? 1. Согласно слухам, молодая артистка балетной труппы Мариинского театра – Груша Ваганова – пользовалась большой популярностью среди мужского пола. Чуть ли каждый вечер она проводила в ресторанах, любила драгоценности и нарядную одежду. Артистка не раз подвергалась взысканиям за неподобающее поведение на сцене: самовольно укороченную концертную юбку или перемигивание со зрителями. Но течение ее жизни показало совсем иную сущность. У Вагановой только один брак и один ребенок. Александр Андреевич Померанцев – муж артистки – был значительно старше ее и долгое время жил на две семьи. После его самоубийства в 1917 году Агриппина замуж больше не выходила и вся отдалась профессиональной деятельности. 2. Впоследствии весьма строгая к своим ученицам, Ваганова была на самом деле очень веселой и доброй. Это отчетливо проявилось, когда она, не задумываясь, усыновила детей погибшей старшей сестры – Лелю и Сережу. Ни сын Саша, ни родная внучка Людмила по стопам бабушки не пошли, но внучку мужа от первого брака Марину Померанцеву Агриппина взяла в свой класс и воспитала отличной балериной. 3. Как бы ни прославляли госпожу Ваганову в качестве отменной балерины, внешность и строение фигуры не позволили ей стать балериной в привычном для нас смысле слова. Жизнь показала, что танцовщицей балета она проявила себя в меньшей степени, в сравнении с другими сферами. Отучившись в балетном училище и получив очень неплохие оценки за свою техничность, почти 20 лет карьеры Ваганова выступала артисткой кордебалета: исполняла вторые роли бабочек, теней и сильфид. Лишь за месяц до выхода на пенсию ее перевели в должность настоящей балерины. «Шопениана, «Ручей», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок» – вот и все балеты, в которых артистке довелось танцевать сольные партии. Хотя, по отзывам, она в них блистала.
4. Другая половина жизни и новое направление деятельности составили истинное предназначение и раскрытие творческих способностей Вагановой как педагога. Именно в такой роли она предстает перед нами на многих фотографиях и выглядит наиболее органично. Это дама средних лет с умным взглядом, одетая дорого и строго. Здесь уже наследственная тяжеловесная внешность армянки по отцу нисколько не мешала отбирать юные таланты, воспитывать балерин согласно собственной методике и даже критиковать уже состоявшихся танцовщиц. Новаторская деятельность Вагановой в балетном училище начинается в 20ые годы, когда многие танцовщицы, критики, педагоги и артисты иммигрировали из послереволюционной России. А она сумела отстоять балетное искусство у критичной советской власти, и ее ученицы составили впоследствии славу русского балета. Все мы знаем таких танцовщиц, как Марина Семенова, Галина Уланова, Ольга Иордан, Ирина Колпакова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Алла Осипенко и многие другие.
5. Критичный глубокий ум, знание практики балетного искусства и непримиримое видение техники помогли не совсем удачливой балерине превратиться в знаменитого на весь мир педагога. В 1934 году она совместно с Любовью Дмитриевной Блок издала книгу «Основы классического танца», в которой изложила свою наработанную годами методику преподавания классического танца. Книга выдержала несколько изданий, была переведена на многие языки и до сих пор является важнейшим собирательным учебником русской балетной школы. Ваганова сложила и переосмыслила опыты ведущих в то время итальянской и французской школ и вывела следующие догматы: свободное владение телом в танце, крепкая постановка корпуса, правильные положения рук и особое владение ими, чередование упражнений и распределение сил при занятиях. Через некоторое время за особые заслуги перед русским балетным искусством бывшему Ленинградскому хореографическому училищу – современной Академии русского балета – было присвоено имя великого педагога А.Я. Вагановой.
Мария Игумнова
|
Рекомендуем
Основано на импровизации. Необычная премьера спектакля французского хореографа и российских танцоров
|