Партнеры Живи добром

Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета



Искусство танца - уникальное средство передачи 

чувств, эмоций и состояния души с помощью 

универсального и понятного всем языка тела.


Великий танцор и хореограф Вацлав Нижинский родился 12 марта 1889 года, 126 лет назад в Киеве. Его отец, Томаш Нижинский, был танцовщиком в четвертом поколении. Когда отец оставляет мать Вацлава Элеонору с тремя детьми - Вацлавом, его старшим братом Станиславом и сестрой Брониславой, она с детьми перебирается в Петербург. В августе 1900 года Элеонора приводит детей в Императорскую балетную школу, где Николай Легат, премьер Мариинского театра, заметив талант Вацлава, настаивает на том, чтобы Нижинского приняли. В последствии Вацлав с отличием заканчивает школу.


Еще до окончания школы, в 1907 году, в свои 18 лет Вацлав принят в труппу Мариинского театра, где очень скоро становится новым премьером театра. Нижинский танцует первые роли в балетах Михаила Фокина «Павильон Армиды» (Белый раб), «Египетские ночи» (Раб), «Шопениана» (Юноша). Его партнершами становятся балерины Кшесинская, Преображенская, Карсавина. 


Вацлав Нижинский


В это время, в начале ХХ века русское искусство, русский балет становится невероятно модным и популярным в Европе, начинаются «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. Первый сезон русского балета 1909 года имеет огромный успех. Как раз на это время приходится и расцвет карьеры Нижинского. Все говорят о великом прыжке Вацлава Нижинского: вопреки законам гравитации, он зависает в воздухе во время прыжка и перелетает практически через всю сцену. Во время прыжка он действительно мог сделать более десяти вращений, что в то время было абсолютным рекордом. Расстояние от авансцены до задника Вацлав преодолевал одним прыжком. Вацлава Нижинского называют не только талантливейшим и величайшим танцором в истории балета, но и прекрасным актёром за его способности перевоплощения. Он постоянно удивляет зрителей новыми идеями, костюмами и пластикой. Публика в восторге и требует Нижинского!


При этом воспоминания самого танцора об этом времени не столь романтичны: “Дягилев платил 65 рублей в месяц. Этих денег хватало, чтобы не умереть с голоду самому и прокормить мать”


Однако те смелые новаторские решения, которые поддерживает Дягилев, не приходятся по вкусу консервативному руководству Мариинского театра. В 1911 Нижинского увольняют из Мариинки за выступление в партии принца Альберта (балет “Жизель”)  в абсолютно неподобающем виде, в слишком “непристойном” на тот момент костюме, созданном Александром Бенуа. После этого скандала Вацлав окончательно попадает под покровительство Дягилева, работает на него и живёт с ним.


В 1912 году Вацлав Нижинский под покровительство Дягилева пробует себя в роли хореографа и репетирует свой “Послеполуденный отдых фавна”. Любуясь фигурами на древнегреческих вазах, он берёт стиль вазописи в основу нового танца. Нижинский начинает создавать собственную школу танца: новая пластика, его фантазии. 


Премьера создает много шума, зал не понимает постановку, и балет повторяют вновь. “Это скандал!” и “Это сенсация!”. В защиту Нижинского выступает сам Огюст Роден, восхищающийся постановкой и кричащий “Браво!”. После просмотра “Фавна” Париж раскалывается на 2 лагеря: тех, кто считает, что это гениально, и тех, кто невообразимо возмущен.


"Нижинский - один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души"

О. Роден


В 1913 состоится премьера другого балета Нижинского - “Весна Священная” на музыку Стравинского с абсолютной симметрией в постановке танца. В результате, между сторонниками и противниками нового балета даже происходят драки, и лишь спустя всего несколько лет постановка признается шедевром современного балета. Также Нижинский вдохновляется работами Гогена во время создания балета “Игры”.


Переломный момент в судьбе гения наступает после его бракосочетания и венчания в сентябре 1913 года с танцовщицей Ромолой Пульской. Дягилев крайне ревнив, его гнев оказывается ужасен, и пока молодожены наслаждаются медовым месяцем, Дягилев присылает Вацлаву телеграмму, где констатирует факт разрыва контракта с танцором, и что он (Дягилев) в Нижинском более не нуждается. Это новость сильно ударила по психике Нижинского. Для молодой семьи наступило непростое время. Нижинский выкручивался как мог в попытке продолжать постановки своих спектаклей. Он приглашает к работе никому не известного тогда художника Пикассо, музыку пишет некий Морис Равель.


Но Дягилев использует всю свою силу, всё влияние – он подаёт судебные иски, пытается оспорить авторские права. Из-за этого спектакли Нижинского снимаются со сцены один за другим. Всё это очень сильно отражается на слабом психическом здоровье Вацлава. С 1914 года в Варшаве Нижинский погружается в себя и работает над системой записей движений человека. 

Для того, чтобы глубже узнать и прочувствовать переживания Вацлава Нижинского в то сложное для него время стоит обратиться к его автобиографичной книге “Чувства”: свои переживания и признания Нижинский отобразил в тетрадях “Жизнь” и “Смерть”, найденных его женой в детских вещах дочери. Впоследствии он объединил эти записи и назвал книгу “Чувством”. Он много размышлял о Боге и душе, о добре и зле, о темном и светлом, о мире и роли человека в нём, о вечном, об искусстве как о способе миропознания.


“Я хочу назвать эту книгу Чувством” - говорил Вацлав Нижинский.


Последний танец Нижинского произошел в местечке Сан-Мориц в Швейцарии зимой 1919 года, после которого он окончательно ушёл в себя и свою болезнь (диагноз - шизофрения). 


Вацлав Нижинский


Последние годы жизни Вацлав Нижинский провел в различных психиатрических клиниках и приютах.


“Я человек, а не зверь. Я люблю… всех” “Я знаю хорошо, что мне надо. Я человек сильный, а не слабый. Я не болен телом. Я болен душою. Я страдаю” - писал Нижинский в своих записках.


Безусловно, любовь, страсть, страх и, возможно, ненависть сыграли свою главную роль в судьбе Нижинского. Также как сыграли свою роль в его жизни два ключевых персонажа - его жена Ромола и Сергей Дягилев.

Великий танцор умер 8 апреля 1950 года в Лондоне, позднее его прах был перевезён в Париж и захоронен на кладбище Монмартра.


Полезные дополнительные материалы:


Nijinsky. Herbert Ross, USA, 1980 - художественный фильм 


Мемуары Нижинского “Чувство”


Цикл из 4х передач “Контрданс” Аллы Сигаловой о Нижинском 


Большим собранием произведений искусства, посвященных Вацлаву Нижинскому владеет Джон Ноймайера.



Анастасия Колокольчикова



 

Рекомендуем

Выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе
XIX Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK 2017
«Ни одна обложка не может утешить…»
Забытый хоррор ("Дары смерти" реж. Шон Бирн)
Кино. Премьера. "Млечный путь"
Премьера спектакля «Собака» в «Золотом ключике»
Дыхание молодости в кино 60-х
Непокорности имя - Татьяна Окуневская
Мишель Легран. Живая легенда
Призраки и sms («Персональный покупатель», реж. Оливье Ассаяс)