Партнеры Живи добром

Из пространства света и дыма. "Идиот" в театре Моссовета


Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» необычайно популярен в театральной и кинематографической среде. Секрет успеха этого произведения в его неисчерпаемой глубине. При постановке произведений Достоевского перед каждым режиссером стоит непростая задача – внести в свое представление нечто принципиально новое, то, что могло бы выделить постановку из ряда других. Свой вклад в раскрытие великого произведения всех времен и народов вносит и режиссер театра имени Моссовета – Юрий Еремин.

Безусловно, сложно вместить такое огромное и многогранное произведение в рамки небольшого спектакля. Но режиссеру это удается, причем весьма легко и непринужденно. Им с удивительной точностью передается основной сюжет романа. Даже непосвященный зритель без проблем сможет вникнуть в суть.

По замыслу режиссера, спектакль поставлен в духе минимализма: минимум декораций и реквизита. Особую атмосферу же создает музыкальное и световое сопровождение, которое задействовано в наиболее кульминационные моменты постановки.


"Идиот". Захар Комлев-Рогожин, Дмитрий Подадаев-князь Мышкин. Фото Елены Лапиной


В спектакле немного изменен порядок произведения. Первая сцена спектакля знакомит нас с Настасьей Филипповной и ее гостями. И уже позднее мы встречаем главного героя Достоевского - князя Мышкина в исполнении Дмитрия Подадаева, который появляется из пространства света и дыма, словно ангел, спустившийся на землю. И, действительно, его появление в судьбах других героев весьма символично. Каждый из них утопает в своих страстях и ищет спасенья. А князь Мышкин своей честностью, чистотой мыслей и отсутствием всяческой злобы оказывает особое влияние на их умы и сердца. Но, несмотря на доброту и искренность князя, он часто оказывается обижен окружающими. То и дело его толкают, обзывают и оскорбляют. Все тяготы он переносит с поистине христианским смирением.

Помимо князя режиссер делает акцент и на героине Настасьи Филипповны. Не зря ведь и спектакль начинается со знакомства с ней. С первых минут действия зритель погружается в ее историю и осознает истоки ее такой сложной и противоречивой натуры. Образ Настасьи Филипповны, блистательно переданный Екатериной Гусевой, оставляет поистине неизгладимое впечатление. Она выделяется на фоне других героинь не только своим непредсказуемым поведением, но и своими шикарными нарядами в красно-черных тонах, которые под стать ее роковому характеру. Окруженная коршунами лишь в князе она находит «человека» и влюбляется в него. Но, боясь погубить, героиня мечется между ним и его полной противоположностью - Парфеном Рогожиным в исполнении Захара Комлева, что кончается для нее весьма трагично.


"Идиот". Екатерина Гусева-Настасья Филипповна. Фото Елены Лапиной.


Отдельно стоит отметить сцену на качелях, где происходит разговор на повышенных тонах между Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной в исполнении Анастасии Прониной. Эта сцена представляет невероятный накал страстей, случившийся между этими двумя женщинами, полюбившими князя Мышкина.

Особую симпатию в постановке вызывает герой Фердыщенко в исполнении Владислава Боковина. На протяжении спектакля он разряжает атмосферу своими репликами и шуточным поведением, а его украинский говор придает ему особый колорит.

Концовка спектакля представлена режиссером также весьма символично: вдоволь испытавший страсти этого мира, князь Мышкин уходит туда, откуда пришел - в пространство света и дыма. А зрителю предоставлена возможность погрузиться в философские размышления и проецирование произведения на жизнь современного общества. Ведь именно в этом, как можно предположить, и есть та самая основная цель режиссера – затронуть умы и сердца зрителей, дабы пробудить в них важные мысли и чувства. А это как раз то, что так необходимо современному человеку, живущему в быстроменяющемся мире, в котором так мало времени остается на серьезное и глубокое осмысление действительности.


Анна Некрасова



 

Рекомендуем

Живет лишь тот, кто творит. Ромен Роллан
Две стороны одной медали Виктора Гюго
Индивидуальный в своем роде спектакль "Люфт". Премьера
Литературная планета Норы Галь
Романовы. Семейный архив
Новый альбом Джастина Тимберлейка «Man of the Woods»
На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов
Французы любят… («Возьми меня штурмом», реж. Дэни Бун)
Последний герой
«Ночь музеев» в «Тульских древностях»