Партнеры Живи добром

Новые колядки от Николая Коляды: «Горе от ума» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)


До конца января уральцы будут радовать поклонников своими традиционными «рождественскими колядками»: постановками, давно полюбившимися московскому зрителю и всегда ожидаемыми премьерами. Среди прочих новинок к открытию театрального года 2019 на фестивале «Коляда-театр «На Страстном» москвичам предложили неувядающее грибоедовское «Горе от ума» в своеобразном прочтении уральского режиссера и гоголевского «Ивана Федоровича Шпоньку и его тетушку», переложенного неутомимым сценическим новатором Колядой на язык театра.

Перед каждым спектаклем Николай Коляда сам выходит на сцену, окидывает зал хитрым взглядом и делает краткое, но емкое вступление, важное для дальнейшего восприятия происходящего.


«Горе от ума» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном») 


О своем отношении к единственному, но гениальному драматическому произведению Александра Грибоедова режиссер говорит честно: «Сейчас мы сыграем самую скучную пьесу, которая есть на свете». После этих слов на подмостках начинается настоящая вакханалия, с замесом каких угодно времен, кроме грибоедовских. Тут тебе и дискотека восьмидесятых, и страшные девяностые, и гламурные нулевые.

Главные герои катаются по сцене в корзине из супермаркета и живут в мещанско-конфликтоной обстановке зощенковской коммуналки. Чацкий (Игорь Баркарь) в красном костюме а-ля швейцар в эмигрантском ресторане прыгает аки Дима Билан, Софья (Василина Маковцева) в розовом парике и дискотечном наряде выглядит полной дурехой, Скалозуб (Илья Белов) в спортивном костюме неустанно качает мыщцы, а Фамусов (Александр Сысоев) не расстается с самогонным аппаратом. Все разговаривают базарными голосами с невыразительными интонациями любительского школьного спектакля. На фоне смещения времени на пару веков вперед от автора пьесы, блестящий грибоедовский текст звучит диковато, но по прежнему хрустально, как серебряный ручей. 


«Горе от ума» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)


Пространство сцены заполняют серые скучные «ждуны», которым в версии Коляды отводится главенствующее место в российской действительности, как современной, так и вневременной.

Истинное лицо новой постановки открывается тем, у кого хватило терпения дождаться второго акта. Там меняется все - от темпа до костюмов. То ли зритель привыкает к Грибоедову в специфике Коляды, то ли автор спектакля приближается к стилистике автора пьесы, но она становится узнаваемой и понятной, словно открывается дверца, пропускающая в мир смыслов и многозначительных аллюзий. Оказывается «ждуны», это все мы, прозябающие в вечном ожидании милостей природы и царя-батюшки, мы, сидящие на печи, как Илья Муромец, мы под руководством главного «ждуна», не находящего покоя в мавзолее. Мы, равнодушные и потребляющие. 


«Горе от ума» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном») 


Чацкий становится Чацким, каким и видел его тот, кто написал пьесу о современном ему обществе, но ее гениальность позволяет увидеть точно такого же Чацкого в таком же социуме, даром, что два века спустя. Когда герой, никого яростно не упрекая, буднично, не пафосно и устало произносит свое знаменитое «Карету мне, карету!», садясь в ящик, из которого все исчезают и появляются вновь, становится понятно — он еще не раз вернется из своего далека и будет также не понят.

Во вступлении ко второй премьере Коляда говорит главное- на 95 % он сохранил в пьесе гоголевский текст. «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» основан на повести Гоголя с добавлением текста писем и отсылок к другим произведениям великого писателя. Пьесу Коляда предназначил Ольге Аросевой, но актрисе не довелось сыграть тетушку Шпоньки. Спустя некоторое время режиссер вернулся к драматургическому материалу и явил зрителям спектакль, примагничивающий к сцене необычайной красотой и колоритностью.
 

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном») 


«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» - спектакль- погружение, в него надо уйти с головой, освободившись от попыток понять сложный узор символики, воспринимая его просто и с открытой душой. Странный, будто не от мира сего, но типичный для Гоголя персонаж — Иван Шпонька (засл. артист РФ Олег Ягодин) уходит с военной службы и возвращается в родные края. Там его поджидает любящая тетушка Василиса Кашпоровна (Тамара Зимина), которая одержима вполне понятной идеей женить племянника, тем более, что невест в Вытребеньках немало. Вот только женитьбы ее апатичный родственник пугается пуще черта.

На протяжении всех своих творческих лет Гоголь решал вопрос преодоления ужаса перед браком, видимо, не чуждый ему лично. В почти мистической повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» главный герой видит семейную жизнь в кошмарном сне. Недосказанный Гоголем таинственный конец повести Коляда представляет в спектакле, как смерть отставного поручика в расцвете лет. Он ушел, не находя сил существовать в несогласованности своих внутренних страхов с полнокровностью настоящей жизни.


 «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)


Оправдывая идею торжества жизни во всех проявлениях, режиссер насыщает спектакль ослепительным светом, цветом, чудесной музыкой и танцами, то есть, всем тем, что буквально голосит - «жизнь прекрасна!». Бояться ее, значит похоронить себя заживо, что и делает главный герой пьесы, сохраняющий индифферентное выражение лица в любых обстоятельствах. Чем бурливей и живее жизнь вокруг него, тем безучастнее взгляд, беднее мимика. На фоне жизнерадостного бытия жителей малороссийского хутора Шпонька выглядит живым трупом. Может быть, именно поэтому ранний беспричинный уход его не кажется чем-то неправдоподобным.

Завораживающая, отрешенная игра Олега Ягодина придает спектаклю загадочность и фатальность. Его герой существует на контрасте света и тьмы, жизни и безжизненности, похоже, ему одинаково безразлично - умереть или жить дальше. 


«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)


Наверное, новый спектакль можно назвать знаковым для «Коляда-театра», который давно сделал свой выбор в пользу жизни светлой и улыбчивой. Мнения о нем так же контрастны, как сама жизнь, но за верность своей эстетике, своему узнаваемому почерку и стилю, за неизменный позитив даже в трагедии, умение создавать на сцене настоящий театр хочется ставить этому самоцветному культурному явлению с уральских гор только самые высокие баллы.

Дарья Евдочук


 

Рекомендуем

Джон Гей: певец народа
Круглый стол «Революционная Франция и мир»
"О мышах и людях" Джона Стейнбека. "Только книжки не помогают. Человеку нужно, чтобы кто-то живой был рядом"
Выставка Анатолия Черкасова. Наедине
Территория искусства. Академия художеств
Развлечениям быть!
Затанцевать до смерти
Кино. Премьера. «СуперБобровы»
Голову долой («Легенда о Зеленом Рыцаре», реж. Дэвид Лоури)
Михаил Жванецкий — человек-праздник. «Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут»