Партнеры Живи добром

Движущая сила Микеланджело Буонарроти


Каждый новый этап развития общества обязательно предполагает и поиски новых средств художественного выражения, обновление художественного языка, и новые задачи в искусстве. В эпоху Возрождения на передний план вышло изобразительное искусство, оставив позади науку, музыку и даже литературу.

Необычайная выразительность образов, создаваемых художниками и скульпторами, заставила людей по-новому взглянуть на окружающий мир, и, прежде всего, на самих себя, им по-новому открылась красота человеческого тела и вся палитра человеческих переживаний. И немало поспособствовал этому великий Микеланджело — синтезировав античную традицию и культ тела с библейскими образами, он создал произведения, которые поражают воображение современного человека не меньше, чем наших предков из далекого XVI века.

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти прожил долгую жизнь, охватив сразу два важнейших периода эпохи Возрождения — Высокое и Позднее, стал учителем для многих поколений художников, скульпторов и архитекторов. Сохраняя необычайную творческую активность на протяжении всей жизни, Микеланджело всегда оставался на передовой во всех видах пластических искусств и оказывал огромное влияние на умы современников.

Мастер не следовал тенденциям той эпохи, но гармонично подстраивался под них и жил какой-то особенной творческой жизнью. Для периода Высокого Возрождения был характерен некий «антропоцентризм мировосприятия», и для Микеланджело не существовало мира вне человека. Если точнее, весь мир был заключён внутри человеческого существа.

Мастер изображал людей в самые сложные и критические моменты жизни. Ключевым для него было действие — не просто сцена, а человеческая реакция на происходящее, переживания и готовность совершить какой-то поступок. Необычайно выразительный язык тела, напряжённость мышц, выражение глаз. Мельчайшие детали красноречивее любых слов рассказывают историю изображаемого человека и  главное, находят живой отклик в сердце зрителя.

Микеланджело

Масштаб творческой личности Микеланджело виден уже в первых ученических работах, таких как «Битва кентавров». Этот мраморный рельеф поражает своей динамичностью — очень скромный фон контрастирует с необычайно живыми фигурами, замершими в самых разнообразных позах, кажется, на одно мгновение.

Рельеф должен был демонстрировать победу цивилизации над варварством, однако молодому мастеру был неинтересен ни исход битвы лапифов с кентаврами, ни отвлечённые рассуждения о гибели варварской культуры – Микеланджело стремился показать весь драматизм момента, ярость, ужас, боль, которые испытывали участники сражения. Сплетение тел воинов, их красота, сила, пластичность — всё это позволяет воспринимать мраморный рельеф не как законченное произведение, а практически как кинокадр.

Одно из самых выдающихся скульптурных произведений Микеланджело — «Пьета» — созданное им в 23 года, не принесло автору удовлетворения. Он считал, что не выразил свою идею до конца, однако современники по достоинству оценили способности и новаторство автора.

Образ Мадонны не отмечен эмоциональной бедностью, характерной для подобных изображений прошлых лет — всё в ней красноречиво, удивительно притягательно и вызывает у зрителя участие к её горю. Динамичности образу добавляет множество мелких деталей: обилие складок на одежде Богоматери, её поза, положение рук и наклон головы. Фигура Иисуса, лежащего на её коленях, добавляет тяжести всей композиции. Созерцая «Пьету», можно почувствовать, как должна быть тяжела ноша Богоматери, как тяжёл холодный труп её сына и горе, рухнувшее на эту молодую и прекрасную женщину.

Микеланджело

В 1504 году Микеланджело закончил работу над «Давидом», который прославил его на всю Италию и необычайно возвысил в глазах современников. Циклопических размеров фигура полумифологического царя изображает мгновение перед недолгим сражением с филистимлянином Голиафом — Давид снимает с плеча пращу, уже решившись на «исторический бросок».

Наблюдая эту скульптуру снизу, невозможно в полной мере ощутить то напряжение всех душевных и физических сил, которое уже зреет в молодом воине, но огромные размеры скульптуры призваны показать, как много в нем этих сил, как много решимости и готовности победить или пасть в сражении. Эмоции отлично видны в верхней части скульптуры: Давид напряженно смотрит в сторону противника, в этом повороте головы чувствуется некоторое волнение, но ничем больше воин не выдает своих чувств.

Удивительный по выразительности и мощи фресковый цикл в Сикстинской капелле стал для мастера творением всей жизни. Эта грандиозная фреска создавалась в течение 26 месяцев, с учётом конфигурацию сводов капеллы, без привлечения каких бы то ни было средств безопасности. Мастер работал лёжа на спине, не имея возможности увидеть всю работу в целом: её почти не было видно из-за лесов.

Огромное полотно разделено на несколько частей: центральная изображает дни творения, от разделения света и тьмы до создания Адама и Евы, а также жизнь первых людей. В треугольных элементах плафона размещены крупные изображения из разных частей Библии. Остальное пространство занято сивиллами, пророками и предками Христа. Герои фресок и библейские сюжеты хорошо узнаваемы, но внимание привлекают не столько они, сколько необычайный драматизм сцен и выразительность каждого отдельно взятого лица и фигуры и их величественная, но непретенциозная красота.

Микеланджело

Состоящая из множества самостоятельных элементов, фреска представляет собой краткую историю человечества, масштабное полотно, заполненное множеством индивидуальных, выразительных типов и характеров. Настроение каждому из элементов добавляют яркие, насыщенные цвета.

В 1533 году Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу для росписи алтарной стены. Не менее фундаментальная работа «Страшный суд» позволяет увидеть, как сильно автор прочувствовал всю сцену – непередаваемая сила обрушивается на зрителя множеством страшнейших сцен, перекошенных от ужаса лиц, напряжённых, порывистых движений. В центре композиции — Иисус, от чьей карающей руки не спасает даже Богоматерь, с искренним сочувствием наблюдающая сцену суда. Слева — тяжёлое, полное испытаний вознесение в рай, справа — неизбежность возмездия и падения в ад.

Основной мотив — это неотвратимость наказания и страданий, которые переживают не только обычные люди, но и святые: они изображены с предметами, принесшими им гибель, например, святой Себастьян держит в руке стрелы, а Варфоломей в одной руке держит нож, а в другой — собственную кожу. Эффект, производимый фреской, сравним, разве что, с триптихом Иеронима Босха «Страшный суд».

Стремление Микеланджело соединить скульптуру и архитектуру прекрасно выразилось во время строительства Капеллы Медичи: общее ощущение некоего конфликта, напряжённости достигается за счёт зрительной сжатости и устремлённости капеллы ввысь, контрастных фигур решительного Джулиано и сомневающегося Лоренцо и четырех фигур Дня, Ночи, Вечера и Утра, демонстрирующих быстротечность жизни. Скульптуры выполнены в человеческий рост, и их позы, выражения лиц тоже весьма красноречивы: День и Ночь — это время жизни, действия, чувственности и страсти. Вечер и Утро — время отдыха, сомнений, раздумий.

Удивительными кажутся метаморфозы, произошедшие со скульптурами мастера в последние годы его жизни. Он как будто потерял то стремление к выразительности форм и анатомической достоверности: фигуры стали вытянутыми, скульптуры оставались неоконченными, а их движение — не столь заметным.

Микеланджело

Но на самом деле, движение просто изменилось: материальное врастает в духовное, черты лиц перестают быть выразительными, их едва можно различить — это хорошо видно в одной из последних работ Микеланджело – «Пьета Ронданини». Мастер оставлял тела своих героев в камне, не давал им раскрыться вполне, но и эти работы очень пронзительны, наполнены необыкновенной энергией и силой.

Мировосприятие и феноменальная творческая одаренность Микеланджело привлекают внимание и по сей день: в Бонне в прошлом году прошла выставка под названием «Божественный. Микеланджело посвящается», на которой демонстрировались работы художников, вдохновленных творчеством великого мастера. А в Москве, в центре дизайна «ARTPLAY» только что прошла мультимедийная выставка, посвящённая фрескам Микеланджело в Сикстинской капелле, включавшая в себя виртуальный тур по капелле и возможность опробовать уникальную технологию, позволяющую приблизить любой элемент фрески и прочесть исчерпывающий комментарий.

Необычайная плодовитость, глубокое понимание человеческой природы, наблюдательность и безграничное человеколюбие — вот качества, которые выделяют Микеланджело из целой плеяды великих мастеров. Обогатив художественный язык и продемонстрировав человечеству всё величие и значимость его собственной истории, Микеланджело сумел наглядно проиллюстрировать людям высказывание Аристотеля «жизнь требует движения» и заставить заново его переосмыслить. 



Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)
Интервью с Вадимом Эйленкригом
Лесли Нильсен. Хороший актёр, как хороший коньяк, с годами становится только лучше
Екатерина Максимова. Жизнь во имя танца
Интервью с Бориславом Струлёвым
Корифей русской моды Валентин Юдашкин
Anastasia Dokuchaeva / FW 2018-2019
Яркая осень на показах Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Стоит ли смотреть "Аладдина" Гая Ричи?
Как мальчик стал мамой: моноспектакль «Семен» (Фестиваль моноспектаклей SOLO)