Партнеры Живи добром

Клод Моне. Объятый впечатлением

«Отважный солдат армии искусства», - такими словами характеризовал Оскара Клода Моне его современник Леон Бийон. Действительно, судьба «вождя» импрессионистов отнюдь не всегда напоминала его залитые солнцем воздушные картины, но была такой же «натуралистичной», весьма походившей в некоторые периоды на этюд к человеческому существованию или даже на поле сражения.

Моне следовало считать не только лидером импрессионистов, но и обладателем, пожалуй, самой «колоритной» судьбы: он прошел все стадии жизни талантливого человека – от крайней нищеты до триумфа, от отрицания общественностью идей ему близких до недосягаемой популярности, от чествования к забвению. Моне пережил свои идеи, свою славу… Пережил он и всех близких ему людей.

Клод Моне

Оскар Клод Моне родился в пригороде Парижа 14 ноября 1840 года на улице Лафитт 45. Это была южная часть Монмартра, еще не ставшего главным пунктом богемной жизни Франции. Когда Клоду было 5 лет, семья из-за финансовых трудностей переехала в Гавр-де-Грас, что в Верхней Нормандии. Это место и стало родным для маленького Оскара Клода. В 1851 году Клод поступил в коммунальный колледж. Хорошими отметками и прилежностью он никогда не славился. Как позже вспоминал сам Моне, он был поистине нерадивым учеником: «Коллеж и в самом деле казался мне тюрьмой. Я не мог решиться не то, что жить там, но и просто проводить в нем четыре часа в день, - особенно, когда на улице светило солнце, море манило к себе и так хотелось резвиться на лужайках или плескаться в воде! Лет до четырнадцати или пятнадцати я, к великому разочарованию своих родителей, вел совершенно неправильный, но зато здоровый образ жизни. Между делом мне удалось с грехом пополам освоить четыре арифметических действия и получить слабое представление о грамотном письме…». Мальчика влекло к рисованию, это стало очевидным в совсем юном возрасте, когда Клод, развлекая себя на уроках, изрисовывал фантастическими рисунками все тетрадные листы…

Отец художника, Адольф Моне, никогда не находил с сыном общего языка, поскольку интересы их контрастировали: Старший Моне был бакалейщиком, имея весьма мещанские представления об искусстве. Зато мать Клода, Луиза Жюстина Обре, обладала большими способностями в музыке, а тетя, Мари Жанна Лекадр, и вовсе была художницей. Не поддержал юного художника отец и в моменты первой славы как карикатуриста. В пятнадцать - шестнадцать лет Клод был абсолютно поглощен рисованием карикатур, решив во имя этого дела навсегда покинуть стены школы. Адольф пришел в ярость, выдалась, конечно, страшная ссора, но свои первые деньги Клод Моне заработал именно шуточными портретами. В это время художника все знали как Оскара, а не Клода Моне, вероятно, по этой причине работы, подписанные «О. Моне», практически не дошли до наших дней. Художник стал настоящей звездой, а его рисунки были весьма узнаваемы. В 1857 году 28 января произошла страшная трагедия: умерла мать Клода, его самая прочная и верная опора в семье. Отношения с отцом накалились пуще прежнего. Единственным соратником оставалась его тетя, хотя занятия карикатурой не одобряла и она. В конце концов, именно слава карикатуриста помешала Клоду получить стипендию от властей Гавра на обучение живописи в столице. Еще одной причиной отказа стала репутация его учителя, Будена. Эжен Буден был одним из предшественников импрессионизма, естественно, как любого (или почти любого) первопроходца, его не понимали. Известность пришла к нему на пороге смерти…

Клод Моне

Изначально юный Моне вовсе не восхищался работой Будена. Даже отклонил несколько предложений о совместном пленере, но уступив, он был просто поражен: «Как будто пелена спала с моих глаз. Я вдруг понял, разом постиг, чем может быть живопись. Да, если я и стал художником, то только благодаря Эжену Будену!» С подачи последнего (не без собственного желания, конечно же) Моне все-таки покидает Гавр и отправляется в Париж в 1859 году. Не получив от отца никакой материальной поддержки, Клод не бедствовал: за время работы карикатуристом ему удалось скопить приличную сумму, да и тетка стала настоящим благодетелем…Буден направил ученика прямиком в мастерскую Труайона. Работать с новоиспеченным наставником Моне отказался, при этом ярко проявился его упрямый характер живописца: «В общем-то, мне нравится, как работает Труайон…Вот только тени он зачерняет...» И следом восклицал: «Черный – это не цвет!» Зато куда больше Моне приглянулась работа в Академии Сюисса – непримечательной мастерской, носящей столь пафосное имя. Главным достоинством этого места была сквозящая в каждом движении, в каждой детали свобода, искренность и непринужденность. «Мне здесь нравится!» - заключил Моне.

Через год, в 1860-м, когда Клоду исполнилось 20 лет, его призвали в армию. Местом службы стал Алжир. Главным навыком французского солдата в этот период являлось умение хорошо держаться в седле, чего нельзя было сказать о Моне: коренастый, небольшого роста (всего 165 см), он не был впечатляющим наездником…Заболев в лагере брюшным тифом, Моне из лазарета «выписался» прямо в Париж. По совету Тульмуша, Клод отправился брать уроки у Глейра, в мастерской которого он и встретился с Ренуаром, Сислеем, Базилем и др. Это был прекрасный период в жизни Клода Моне, беззаботный и счастливый. Друзья путешествовали, писали этюды… Но длился он недолго. Вернувшись в Париж, Моне принял участие в Салоне 1865 года. Курьезный случай произошел в ходе выставки: жюри, развесив полотна в алфавитном порядке, поставило Мане и Моне по-соседству, тогда посетители выставки незамедлительно поздравляли Мане, выставлявшего здесь «Иисуса и бичующих его воинов», а также «Олимпию», с мастерством его «марин». Мане в ярости покинул выставку. Несколько позже карикатурист Андре Жиль напишет: «Моне или Мане? Моне! Но появлением этого самого Моне мы обязаны Мане! Браво, Моне! И спасибо, Мане!»

Клод Моне

Салон 1865 года был не менее эффектным, ведь здесь Моне выставлял свою «Даму в зеленом», для которой позировала девятнадцатилетняя Камилла Леония Донсье. Роман Камиллы и Моне недолго оставался беззаботным, вскоре она забеременела, а сам Моне уехал в Гавр. У них не было ни финансов, ни жилья, они даже не зарегистрировали собственный брак! С этого момента начались по-настоящему голодные годы. Клод немало работал, но, как и любое новшество, его картины воспринимались публикой зачастую очень холодно, а если их и покупали, то тайно и за бесценок. В эти годы Моне часто занимал у Базиля, докучая ему мольбами и укорами в письмах. Семье Клода часто помогал и Ренуар, приносивший в дом Моне хлеб, иногда мясо и вино…Ему не хватало даже материалов, чтобы писать. В 1870 году началась франко-прусская война. Не желая быть причастным к ней, Моне взял билеты на корабль до Лондона и отправился туда, как и прежде без жены (и уже рожденного маленького Жана). В 1871 году скончался отец Клода. На наследство, помимо Моне, претендовал его брат Леон и сводная сестра от молодой жены Мари. Но битву за нажитое отцом художник вести не стал, в том же году уехав в Голландию. В этот период Моне не был обременен финансовыми затруднениями, так как продажи его картин шли успешно. Позже Камилла и Жан перебрались к Клоду. Они провели несколько месяцев в небольшом городе Заандам с населением всего в 10000 человек. Здесь Моне удалось в короткий срок написать целую серию из 25 полотен. Дела художника шли в гору, вернувшись из Голландии ему удалось продать картин на 21800 франков. А на дворе стоял 1873 год…

Клод Моне

Академическое жюри Салонов продолжало отклонять и игнорировать работы Моне, Дега, Ренуара, Йонкинда и других. «Друзья по несчастью» искали способ показать публике свои творения. Так родилась идея нового живописного течения, получившего имя от одной из картин Клода Моне – «Впечатление. Восход солнца» (1872 г., «Impression, soleil levant»). В 1874 году, 15 апреля на бульваре Капуцинов открылась первая выставка импрессионистов. Тридцать художников, бросивших вызов официальному искусству, действительно оказали на публику впечатление. Шквал критики и споров обрушился на новоиспеченное объединение. Материальное положение лидера группы снова напомнило о себе пустеющим кошельком. Тогда, в мае 1874 года, Клод Моне продал свое самое знаменитое полотно «Впечатление. Восход солнца» всего за 800 франков коллекционеру Эрнесту Ошеде. А во Франции бушевал экономический кризис.. Касса импрессионистов (Художники добровольно пожертвовали по 1\10 гонораров с картин на устройство первой выставки) опустела как раз в тот момент, когда они задумали организацию второй выставки. Кому-то пришла в голову идея организации выставки-продажи, ставшей страшным ударом, в частности, для Моне и Ренуара. В зале царило такое невежество, такая агрессия, что посетители норовили проткнуть зонтами полотна некоторых мастеров. По итогу, Моне не получил ни гроша. Но газетная критика уже несколько смягчилась. Вторая выставка состоялась в 1876 году. Критика была даже строже, чем в первый раз. Она ударила еще и по карманам выставлявшихся художников: после этого картины или не продавались вовсе, или уходили за бесценок. Моне вновь был стеснен в средствах.

Летом этого же года Моне знакомится с Эрнстом Гошиде, а через год чета Моне и семья Эрнста съезжаются.Теперь выставки импрессионистов уже не редкость: третья прошла в 1877 году, четвертая – в 1879. Но успеха их картины, как и прежде, не имеют. В 1879 году в возрасте 32-х лет умирает супруга Моне. Камилла страдала и мучилась от туберкулеза. Клод пишет портрет жены на смертном одре. В 1880 году происходит персональная выставка Клода Моне у Жоржа Пти. Материальное положение постепенно стабилизируется, художнику теперь не приходится думать о хлебе насущном. В это время он много работает и путешествует. В 1883 году умер Эдуард Мане. Кончина предвестника импрессионизма совпала с датой окончания существования группы. Наш герой в 1886 году добивается, наконец, признания и навсегда забывает о финансовых проблемах: теперь он известен не только в Старом, но и в Новом свете. В период с 1898 по 1912 год его доход колебался около цифры в 200 тысяч. В 1890 году он выкупает поместье в Живерни, где живет вместе со своими детьми и семейством Гошиде. Эрнст Гошиде в 1891 году умирает, а Моне берет в супруги его вдову Алису, к которой давно испытывает сильные чувства. Поместье, кстати, имеет совершенно уникальное значение для мира искусства. Особенно примечательным стал сад Клода, о котором он говорил так: "Самое прекрасное мое произведение - мой сад".

Клод Моне

Вслед за свадьбой, Моне приступает к работе над циклом картин «Стога», затем пишет серию работ под названием «Тополя». Его последнее творение, также многочисленное, «Кувшинки», над которыми художник будет работать вплоть до собственной кончины. В 1908 году у Моне начались серьезные проблемы со зрением, а в 1912 году у него обнаружили двойную глазную катаракту. Недуг подарил миру новый колорит и новое ощущение цвета мастером. В 1911 году Моне овдовел вновь, а в 1914 году умирает и его сын Жан. Моне замыкается, становится нелюдим и апатичен, но продолжает упорную работу. Клод Моне умер 5 декабря 1926 года. По просьбе самого художника, похороны не были пышными. Так и затихла музыка цвета одного из величайших мастеров в истории искусства.


Тимофеева Елена




 

Рекомендуем

Сохраняя важное, в поисках нового. Концерт Евгения Дятлова
"Послание к человеку" - 2018. «Всему есть цена» (реж. Натаниель Кан)
Ложная мизантропия. Эдгар Дега
Игра подобий ("Синонимы" реж. Надав Лапид)
Роман Айн Ренд как библия объективизма
«Роман» вне рамок закона
Кино. Премьера. "На гребне волны"
Современный образовательный центр «Дом Бенуа»
Зачем читать Ильфа и Петрова
Выставка «Солдаты Отечества»