Партнеры Живи добром

Всё, что вы хотели знать об архитектуре ар деко, но боялись спросить

 

Был в древности такой бог, звали его Двуликий Янус. С тех стародавних времён человечество росло и развивалось, поклонялось разным богам. Всё пришло к тому, что сегодня кто-то называет себя религиозным человеком и причисляет себя к традиционным вероисповеданиям, кто-то отмахивается и заявляет, что он атеист. Но бесчисленные миллионы людей по всему земному шару, не ведая того, поклоняются особенному богу. Его можно назвать Многоликий Полис. Или же проще – Город.

Ар деко

Город с самого начала притягивал большинство людей, как магнит. Природа безропотно отдавала ему человека за человеком. Забавно, но Город в такой же степени манил человека, как и зависел от него. Все метаморфозы Города происходили благодаря человеку. Сначала Город рос вширь, как ползучее растение. Потом он сделал вдох и начал подниматься всё выше и выше. Это позволили городу человек и XX век. Тогда самой плодородной почвой для Города послужила американская земля, а самым качественным удобрением новый стиль под названием ар деко.

Красивая присказка требует больше конкретики, не так ли? В общем, речь сегодня пойдет об архитектуре в стиле ар деко и городе Нью-Йорк. Разумеется, здания ар деко существуют во многих мегаполисах мира, но именно Нью-Йорк был по-настоящему одержим этим стилем. Но обо всем по порядку.

Нью-Йорк не является родиной ар деко. Это стилевое течение в искусстве родилось в Париже в 1925-м году, причём, весьма публично, на Международной выставке декоративных и промышленных искусств. По первоначальному замыслу эта выставка должна была состояться ещё в 1916-м, но в условиях Первой мировой войны это было по понятным причинам невозможно.

Итак, ключевой замысел выставки состоял в том, чтобы представить произведения нового искусства, не имеющего ничего общего с прежними стилями. Художники и дизайнеры должны были сотворить нечто новаторское, вдохновлённое прогрессом, энергией и индустриализацией.

Эти принципы были очень близки американцам, жаждавшим эмансипироваться от Старого Света и перекроить облик своих городов на принципиально новый лад. Почерпнув главные концепты с выставки в Париже, они принялись за удобрение своих Многоликих Полисов. Их руку направляло то, что США были самой динамично развивающейся в вопросах технического прогресса страной, и это пропитало весь американский ар деко.

Порвать все связи с прошлым, конечно, не получилось. Ар деко частенько оглядывался на ар нуво, брал из него некоторые элементы и концепты и смотрел на них под новым углом. Именно углом, потому что индустриальный стук железа о камень превращал плавные растительные орнаменты в угловатые линии и геометрические формы, а нежные тонкие образы – в раздутые кузнечными мехами орнаменты. Ар деко решил сохранить декоративность ар нуво, но облачить её в иную форму.

перед абзацем про материалы.jpg

Прежде всего, ар деко выбрал для себя особые материалы: камень, бетон, нержавеющую сталь, латунь, бронзу, кожу экзотических животных и разные породы дерева, чем роскошнее, тем лучше. Роскошь была очень важна, так как ар деко воспевал наслаждение и упоение настоящим, которое в Америке не сломила даже Великая депрессия. Только Вторая мировая охладила пылкий гедонизм богатых американцев. Но не будем отвлекаться. Для своей архитектуры ар деко бережно отбирал крепкие и надежные материалы для самого здания и дорогие редкие породы мрамора и дерева для внутреннего убранства. Фасады одновременно сдержанно и ярко декорировались рельефами и барельефами, символичными и абстрактными. В интерьере мелькали диковинные инкрустации различными цветными камнями и жёлтым металлом.

С первого взгляда становится ясно, что ар деко стал ребёнком ар нуво и конструктивизма. То есть он стремился к максимальной функциональности, но не мог всё же устоять перед искушением декора. Функциональность выражалась в описанном выше выборе надёжных, прочных и долговечных материалов, декоративный характер стиля представляли причудливые орнаменты. В отличие от ар нуво и его любви к растительным мотивам, ар деко вдохновлялся миром фауны: всевозможные животные, начиная экзотическими попугаями и обезьянами и заканчивая мчащимися оленями и лошадями, наполняют этот стиль движением и энергией. Раз уж разговор зашёл об экзотике, ар деко постоянно к ней обращался, в особенности, к Востоку. Это выражается в изображениях гибких и крепких тел танцовщиц и египетской символики, которая бурно ворвалась в моду после обнаружения гробницы фараона Тутанхамона археологом Говардом Картером и лордом Корнарвоном в 1922 году. Вытянутой формы глаза, резкие профили птиц, острые листья папируса и раскрывшиеся лотосы мгновенно перекочевали со стен египетских дворцов на стены европейских и американских зданий. Другие формы были более абстрактными: широкие лучи, ступенчатые фигуры, схематичные волны и клубы дыма.

Ар деко

Цвет также является визитной карточкой ар деко. Стиль благоволил всем оттенкам роскоши: мистическому чёрному, сияющему золоту, глубокому рубиновому, густому коричневому, сочному терракотовому, холодной стали. Цвета ар деко были насыщенными и контрастными, поэтому они буквально звучали и вибрировали. Благодаря сочетанию форм, цветов, угловатых линий и орнаментов из восточных стран ар деко кажется странным, поражающим все органы чувств. Из-за них его так непросто описать и так сложно с чем-то спутать.

В целом облик зданий был не менее характерным, чем отдельные детали. В них массивность и тяжесть объединялись с лёгкой устремлённостью ввысь, строгость и функциональность – с умеренным, но броским декором, а матовый камень и бетон – со сверкающими на солнце железом и хромом. Окна делали большими и прямоугольными с декоративными решётками в виде динамичных линий и фигур. Двери перекликались с окнами, создавались либо из металла, либо из дерева. Все эти составляющие делали здания сочетанием несочетаемого: минимализма с декоративностью, тяжести с изысканностью, строгости с пышностью.

В силу своей неординарности архитектура ар деко произрастает в любом городе, где ей позволили взлететь в небо, с грохотом пробившись через асфальт. Именно Нью-Йорк сделал этот стиль своей самой характерной гранью. Его составляют около 150-ти небоскрёбов, воплотивших в себе ар деко и веру американцев в грядущий «золотой век». «Золотой век» разбился о Вторую мировую войну, но архитектура оказалась достаточно прочна, и величественные небоскребы Нью-Йорка, обелиски ар деко, тому подтверждение. Пять из них стали особенно иконичными.


Chrysler Building: застывший автомобиль

Это здание было спроектировано архитектором Уильямом ван Эленом для корпорации Chrysler и построено в 1930-м году. В те годы американские строители мечтали построить самый высокий небоскрёб в мире и как можно скорее, поэтому Крайслер-билдинг рос не по дням, а по часам. Здание строилось со скоростью четыре этажа в неделю. Когда небоскрёб поравнялся в высоте с конкурентом, Трамп-билдинг архитектора Х. Крэга Северанса, ван Элен сделал ход конём и увенчал свое детище 38-метровым шпилем. На тот момент Крайслер-билдинг стал самой высокой конструкцией в мире, но меньше, чем через год этот титул был похищен Эмпайр-стейт-билдинг. Помимо этого бедный архитектор ещё и лишился своего гонорара.

crysler building.jpg

Тем не менее, Крайслер-билдинг остаётся легендой по сей день. Этот увенчанный шпилем гигант воплощает в себе всю символику автомобилей Chrysler. Крышу небоскрёба, будто стальная чешуя, облегают 7 орнаментальных сводов, облицованных нержавеющей сталью и повторяющих внешний вид колпаков на колесах машин Chrysler 20-х годов. Треугольные окна веером расходятся по каждому своду наподобие корон. По углам здания на уровне 61-го этажа ван Элен поместил четырёх орлов-горгулий, а на 30 этажей ниже скульптуры, повторяющие эмблему Chrysler.

crysler building1.jpg

Интерьер Крайслер-билдинг греет своими горячими цветами и экзотическими фактурами. Стены здания облицованы марокканским красным мрамором, пол – жёлтым сиенским. Двери в помещения, лифты, а также некоторые стены отделаны самыми ароматными породами дерева: английским клёном, тиком, филиппинским красным деревом и орехом. В декоре интерьера использованы навеянные египетской культурой орнаменты, да и фактуры, присущие дереву и мрамору, создают свой удивительный узор.

До 1945-го года под крышей Крайслер-билдинг находилась обсерватория, оформленная лампами-планетами и звёздным узором на потолке.

 

Empire State Building: любимая башня Кинг Конга

Эту башню построили год спустя после открытия Крайслер-Билдинг, в 1931-м году, под руководством архитектора Уильяма Ф. Лэмба. Название башни повторяет прозвище самого штата Нью-Йорк – «имперский штат», то есть проект изначально был весьма амбициозным. При его разработке архитекторы опирались на чертежи уже существующих зданий в штатах Северная Каролина и Огайо. В итоге посреди Манхэттена вырос гигантский небоскрёб, ставший не только самым высоким зданием в городе вплоть до постройки Башен-близнецов, но и самым культовым в истории страны. Именно на ней балансирует горилла Кинг Конг в одноименных голливудских фильмах.

empire state building.jpg

Наружность Эмпайр-стейт-билдинг более сдержанная, чем у Крайслер-билдинг. Серый фасад из камня облицован полосами нержавеющей стали, окна лишены причудливого декора, верхние этажи формируются тремя уступами, только шпиль декорирован элементами в виде крыльев. Скромно, но элегантно. Тем более, что в этом гиганте поражает уже его этажность в 103 этажа, что было поразительно для того времени. Стиль ар деко здесь больше проявляется внутри, чем снаружи. В трехэтажном 30-метровом холле, облицованном кремового и винного цвета мрамором, находится панно, представляющее 7 чудес света. Есть там и кованый рельеф, изображающий сам Эмпайр-стейт-билдинг, из шпиля которого расходятся во все стороны золотые лучи.

 

General Electric Building: отголосок Атлантиды

Это 50-этажное здание было построено в 1931 году по проекту архитектора Ирвина Ченина, сына эмигрантов из России. Удивительный декор небоскрёба делает его похожим на поднявшееся из-под воды чудо Атлантиды: фигурные скульптуры, человеческие лица, переплетающиеся ветви, листья и диковинные абстрактные узоры покрывают эту одну из самых знаменитых башен XX века. О компании General Electric напоминают необычные часы с логотипом и стальными руками, держащими молнии, а также венчающие крышу конструкции, символизирующие радиоволны.

general electric.jpg

Фасад небоскреба выполнен из терракотового кирпича и элементов жёлтого и зелёного цветов. Внутри здание выполнено из кофейных и кремовых мраморных плит и деталей, повторяющих украшения фасада. Интерьер декорирован стальными вставками с угловатыми абстрактными и растительными узорами, хромированными решётками из линий и геометрических фигур, а также оригинальными люстрами и часами.

 

American Radiator Building: готическое ар деко

Возвышающееся над городом чёрно-золотое здание было построено архитекторами Джоном Хоуэллсом и Рэймондом Худом в 1924 году для American Radiator Company. Разрабатывая проект Америкен-Рэдиейтор-билдинг, его авторы опирались на неосуществлённый замысел финского архитектора Элиела Сааринена для Трибьюн Тауэр в Чикаго. Они взяли за основу форму башни Сааринена и обыграли её насыщенными цветами. Хоуэллс и Худ решили сделать здание, сочетающие стили готики, ар деко и модерна, выполнив его в чёрном и золотистом кирпиче - чёрный символизировал уголь, а золотистый – огонь. Фасад Америкен-Рэдиейтор-билдинг украшен богатыми золотистыми орнаментами в виде египетских лотосов, клубов дыма и стилизованных под ар деко листьев папируса, вход в здание декорирован чёрными зеркалами и мрамором.

В 1998 году здание было продано за $150 млн., а спустя три года его преобразовали в отель Bryant Park в 130 номеров и с театром на нижних этажах.

 

Chanin Building: ритм Нью-Йорка

Автором этого 56-этажного небоскрёба является упоминавшийся выше архитектор с русскими корнями Ирвин Ченин. Он построил башню имени себя в 1927-1929 годах, сделав, таким образом, Нью-Йорку подарок в виде одного из самых высоких для того времени зданий. Декор фасада Ченин-билдинг великолепен: отделка бельгийским черным мрамором, обрамление основания фризом со сценами эволюции человека и терракотовым фризом, украшенным абстрактными и растительными мотивами. Из этого фантастического основания вырастает высокая сдержанная серия контрфорсов, слегка «закрывающаяся» кверху, как бутон астры. Внутренним убранством здания занимался мастер архитектурного зигзаг-модерна Рене Поль Чемберлен. Все лобби Ченин-билдинг покрывают его ажурные бронзовые барельефы: они украшают двери и стены лифтов, почтовые ящики и другие элементы интерьера.

chanin building.jpg

В этом весь ар деко: выше, громче, динамичнее, богаче. Неудивительно, что этот яркий стиль так полюбился именно американцам, и именно они воплотили его так полно в своей архитектуре.

chanin building1.jpg

Как говорится, у них всегда была мания величия, но архитектура оказалась той областью, в которой эта мания величия реализовалась прекрасно. Небоскребы Нью-Йорка одним могут нравиться, а другим – нет, но в них заключен особый дух. Это не просто погоня за американской мечтой, это скорее способ наслаждаться энергией настоящего. Как захватывает вдруг человека желание от удовольствия и красоты взлететь на невероятную высоту. Под звенящие звуки ар деко.


 

Катерина Мячикова




 

Рекомендуем

Не потерять себя в эмиграции: спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Симфоническая свобода, открывающая "нечеловеческие" пространства. Концерт к 100-летней годовщине Октябрьской революции
К. Дженкинс «Кантата Memoria»
Эльмира Мухтерем: "Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала"
Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)
Кино. Премьера. "Братья из Гримсби"
Не греши
XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"
Отец социальной фотографии - Льюис Уикс Хайн
За что сожгли Джордано Бруно?