Партнеры Живи добром

Варвара Степанова: «Человек не может жить без чуда»


«Человек не может жить без чуда. По природе своей он живет полной жизнью тогда, когда изобретает, открывает, производит опыты». Эти слова Варвара Степанова написала в 1920 году в своей статье о возможностях познания искусства. «Чудом» она назвала некую непонятность в произведении искусства, которую всю жизнь стремилась разгадать.

Она родилась в 1894 году в Литве в городе Ковно (сегодня Каунас) в семье служащего. Девушке рано пришлось поддерживать семью, зарабатывая уроками лепки и рисования. Она окончила гимназию с золотой медалью в 1911 году. Затем поступила в Казанскую художественную школу. Там же вышла замуж за архитектора Дмитрия Федорова. Он погиб во время Первой Мировой войны. После чего, не окончив школы, Степанова уезжает в Москву, где учится в частной школе-мастерской К. Юона и посещает занятия в Строгановском училище. Параллельно она работает помощницей бухгалтера на фабрике, занимается в школе-мастерской Михаила Леблана, пробует выполнять монохромные композиции, в которых фигуры условны и геометричны. В 1914 году она познакомилась со своим вторым мужем и любовью всей своей жизни. С этого момента имя Варвары Степановой навеки не разделить с именем Александра Родченко. Они настолько дополняли друг друга, что Малевич однажды сказал: «Вам надо выступать вместе». И они выступали. Сначала на Пятой государственной выставке в 1918 году, которая стала дебютной для художницы, а затем и на протяжении всей жизни.

варвара Степанова

Как художник Степанова сформировалась во второй половине 1910-х годов, позже всех, став самым молодым представителем русского авангарда. На дебютной выставке она представила восемь своих работ под псевдонимом «Варст». Степанова восприняла все выработанные до нее художественные системы как готовый материал и занялась поиском синтетических жанров: визуальной поэзии и экспрессивной абстрактно-фигуративной живописи. Синтез слова и изображения – одна из постоянных тем Степановой. В ранний свой период она пишет романтичные сонеты своему мужу и иллюстрирует их рисунками пером. Эти стихи легли в основу ее «Беспредметных стихов», в которых характер форм графически передавал то или иное настроение. Пишущую машинку Степанова превратила в инструмент художника. Она свободно распоряжалась буквами в пространстве листа, делая их выше или ниже, вписывая их в какую-нибудь форму. Благодаря таким опытам со словами, Степанова научилась вживаться в процесс создания книги, проживая его как полноценный художественный акт.

Именно как художник книги Степанова в 1932 году вступила в Московский союз советских художников. Вместе с Родченко она занималась оформлением журналов, плакатов и книг более 30 лет. Сначала был каталог к выставке «5х5=25» в 1921 году, который она сама составляла, сама печатала на машинке 50 экземпляров и сама вклеивала в него иллюстрации и эскизы. Потом были обложки журналов «Кино-фот», «Советское кино», газеты «Комсомольская Правда». Степанова была виртуозным организатором, именно она доводила проект «до кондиции», часто расстраивалась, если издательство было не заинтересовано в экспериментах. Она мастерски выполняла функцию посредника между автором и читателем.

Варвара Федоровна была невероятно активной женщиной, часто работала над несколькими проектами одновременно. На выставке «5х5=25» она представила свою серию линогравюр «Фигуры». В этих работах художница показывала фигуру человека как логично устроенный механизм. Как заметил Алексей Ган: «Заслуга Степановой в том, что она дала первые начертания схематизации, выявив в них главные формы анатомических движений». Сразу же Степанову пригласили в театр В. Мейерхольда как художника-постановщика спектакля А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Декоративность и театрализация становятся ее главной стихией. Для эскизов и проектирования художница выбрала необычную технику коллажа, она склеивала мебель из белых полосок на черном фоне по предварительной разметке, так же, как если бы пересекались в пространстве настоящие бруски. Такая технология в графике имитировала технологию сборки готовой вещи. Костюмы были сшиты из мешковины и выявляли механику движений и основные элементы фигуры человека. Все вещи на сцене имели скрытые динамические и механические возможности. Например, стоило актеру встать, как вставал и стол.

варвара Степанова

Участие в спектакле дало Степановой новое направление для своих экспериментов. Она занялась разработкой одежды и тканей. В 1923 году в журнале «ЛЕФ» была напечатана ее знаменитая статья «Костюм сегодняшнего дня - прозодежда», в которой она демонстрирует базовые модели костюмов и в соответствии с профессией предлагает дополнять их необходимыми элементами. Кроме этого, по мнению Степановой художник должен проектировать ткань как бы «изнутри», исходя из законов ее переплетения, и, таким образом, получать материи с новыми физическими свойствами. Все текстильные эскизы художницы вычерчены с помощью циркуля и треугольника. В основе комбинации три фигуры: окружность, треугольник и прямоугольник. В рисунках на тканях частота вертикальных ритмов вызывает ассоциацию с мельканием кадров, эффекты зрительных иллюзий, динамичных превращений форм друг в друга. Степанова стала экспериментировать с такими эффектами задолго до возникновения поп-арта.

варвара Степанова

Одной из самых важных ее заслуг является описание в дневниках и статьях истории русского авангарда, частью которого она сама была. Степанова фиксировала полемику художников, подробно документировала ключевые события художественной жизни Москвы, вела регистрационные журналы. О творчестве Александра Родченко, о его идеях мы знаем благодаря кропотливым записям Варвары Федоровны. Поражает огромная работоспособность этой женщины, бьющая через край энергия, азарт и неутомимый интерес к жизни, ко времени, в котором она жила. Будучи строгой, темпераментной и эмоциональной, имела большую, любящую и нежную душу. «Неистовая Степанова», как называл ее Маяковский, отдала поиску «чуда» всю себя без остатка.


Дицкова Елена


 


 

Рекомендуем

Прима Советской эстрады Клавдия Шульженко
Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
Кинематограф начинается с Люмьер
Сто лет одиночества гения
Пасхальный цикл занятий. Творим праздник вместе
Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко
Лекция. Документ и магическое в кинематографе Андрея Тарковского: формулы реальности
Эльмира Мухтерем: "Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала"
Его иллюстрации складывались в самостоятельную песнь. Евгений Лансере
«Соседская девчонка» на экране голубом