Партнеры Живи добром

Живопись — предельно конкретное искусство

Французский художник Гюстав Курбе по праву удостоен титула «мастер эпатажа». Он освоил науку живописи в своем родном городе Орнан, а когда молодому дарованию исполнилось двадцать, он отправился в Париж.

В те времена в столице Франции возможно было продать свои художественные произведения только в Салоне, где живописцы устраивали свои выставки. И чтобы стать участником выставки, необходимо было получить одобрение специального жюри. Пройти конкурсный отбор считалось невероятным успехом. Художник мог прославиться, если его картины были отмечены критикой. Это способствовало успеху полотен у покупателей, выкладывающих огромные деньги за полотна, отмеченные критиками, как произведения искусства!

Гюстав Курбе тоже лелеял надежду прославиться на выставке в Салоне. В 1841-1847 годах им было предложено несколько картин для отбора. Большая часть работ жюри не допустила. Однако все же три произведения  Курбе попали на выставку. И лишь одна работа оказалась отмечена критикой «Автопортрет с собакой».

автопортрет с собакой.jpg

Но вскоре зажглась счастливая звезда для всех художников тех времен. Во Франции произошла революция, и страна в 1848 году стала республикой. Благодаря революционным веяниям были отменены отборочные комиссии. Курбе тут же представил на суд публики около десятка своих работ. Картины были замечены критикой. О художнике стали говорить, однако совсем не в том ключе, каком хотелось бы. Критики, привыкшие видеть на полотнах изящные фигуры на прекрасном фоне, тяжело воспринимали изображенные. Курбе грубые образы провинциалов на мрачном фоне (например, картина «Похороны в Орнане»).

Художник приводил в замешательство многих. В частности Дюма-сын сказал о нем:

От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного «я»?

Похороны в Орнане.jpg

Однако у Гюстава были и почитатели, которые горячо признавали его талант и даже считали, что он родоначальник нового стиля  реализма. Среди этих людей встречались такие личности, как поэт Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон, анархист и социалист. В те времена было чрезвычайно опасно называться «социалистом», но зато образы этих людей были овеяны неким романтизмом. Социалисты находились в центре внимания общества. Густав Курбе на этой волне тоже провозглашал себя социалистом, к тому же еще демократом, республиканцем и революционером.

Республика продержалась недолго. На ее смену пришла вторая империя. Революционеры подвергались гонениям. Но это сыграло на руку художнику: его слава возрастала!
Теперь любые отказы в выставке его картин он мог обернуть в свою пользу. Ведь это можно было расценить как политическое преследование. Запретный плод сладок. Многие хотели видеть запрещенные полотна.

В 1853 году художник произвел шумиху своей картиной «Купальщицы», выставленной в Салоне. Работа пришлась не по вкусу императорской семье. Картина оскорбляла их высокие чувства прекрасного. Наполеон III, посетивший Салон, ударил хлыстом по оборотной стороне картины обнаженной фигуры так, что чуть не повредил полотно. У полотна было много поклонников и так же много порицателей.

купальщицы.jpg

В 1855 году Курбе не допустили до участия во Всемирной выставке, что нисколько не повредило художнику. Он имел уже достаточную известность и хорошего покровителя — Альфреда Брюйа. Гюстав создал свой «Павильон реализма» по соседству с официальным французским павильоном изящных искусств. Живописец представил в павильоне свои произведения. В их числе находилось гигантское полотно «Мастерская художника», которое изображало художника, обнаженную натурщицу, друзей и врагов. Гюстав Курбе подробно рассказывал посетителям о глубокой мысли, которую заложил в свою картину.

Говоря об обнаженной натуре, стоит отметить, что этим приемом художник любил эпатировать общественность. Его полотно «Начало мира» шокировало общественность своей скандальностью. На картине изображен обнаженный женский торс с фокусом на гениталиях. Работа художника вызвала огромный резонанс в обществе. Ее многократно обсуждали, но увидеть ее удавалось немногим, так как долгое время она была в частных коллекциях.

Стоит отметить, что талант художника и его склонность к эпатажу способствовали тому, что его достаточно радушно встречали в разных странах Европы. В 1871 году Курбе вступил в ряды Парижской коммуны, занялся управлением общественными музеями, являлся комиссаром по культуре.

Когда Коммуна пала, Курбе попал за решетку. Ему вменялось разрушение Вандомской колонны и был вынесен приговор выплатить компенсацию на восстановление памятника. Художник затем удалился в Швейцарию. Он стал писать швейцарские пейзажи, выполнил скульптуру «Республика Гельвеция», медальон «Женщина с чайкой» и многие другие. Но эти поздние произведения не могли срав­ниться с полотнами его раннего творчества.

Курбе многократно говорил о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей.… Это совершенно физический язык».

 

Анна Некрасова


 

Рекомендуем

Симфоническая свобода, открывающая "нечеловеческие" пространства. Концерт к 100-летней годовщине Октябрьской революции
Петр Павлов. Виды старой Москвы
Международный фестиваль «Кремль музыкальный имени Николая Петрова»
Габриэль Джебран Якуб: «Скрипичное мастерство — это мир, объединивший науку и музыку»
В ожидании «Золушки»
Дело Чести («Офицер и шпион» реж. Роман Полански)
Ложная мизантропия. Эдгар Дега
Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Spring / summer 2018
Кендзо Танге: гуру высокой архитектуры
Несвобода! Неравенство! Вражда! («Отверженные» реж. Ладж Ли)