Партнеры Живи добром

Абэ Кобо «Быть напечатанным в России - большая честь для любого писателя»


7 марта 2015 года японскому писателю Абэ Кобо исполнился бы девяносто один год.


Абэ Кимифуса (настоящая фамилия литератора) родился в районе Токио Кита в 1924 году, однако позднее его семья эмигрировала в Китай, в Маньчжурию, где его отец устроился преподавателем Мукденского имперского университета. Еще со школы Абэ начал серьезно увлекаться литературой, его излюбленными авторами были Фёдор Достоевский, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Райнер Мария Рильке, а также Льюис Кэррол. О детстве будущего писателя известно немногое, как впрочем и о всей его жизни в целом. Все биографы испытывали серьезные трудности, пытаясь написать биографию Кобо, поскольку публицист был очень закрытым и замкнутым человеком, не любил общаться с журналистами, а также честно признавался, что он мизантроп. Абэ Кобо заявлял: «Не люблю людей. Я — один. И преимущество мое в том, что в отличие от многих я хорошо это понимаю».


Абэ Кобо


В 1941 году юный Абэ едет в Японию с целью поступить в университет. С 1943 года начинается его обучение в Токийском императорском университете, на медицинском факультете. 


Однако уже в 1945 году юноша возвращается в Китай, так и не закончив университет. Диплом Абэ получил лишь в 1948 году, с условием, что он никогда не будет практикующим врачом. Однако для него это не имело никакого значения, к тому времени всё его свободное время было посвящено литературной деятельности, в которой он начал приобретать успех. 


В 1946 году Абэ Кобо окончательно возвращается в Японию и, будучи все еще студентом женится Мати Абэ, художнице. В 1947 году он за свой счет публикует поэтический сборник «Анонимные стихи», а в следующем году он получает первый гонорар за рассказ «Дорожный знак в конце улицы», благосклонно принятый публикой. В 1951 году публикуется повесть «Стена. Преступление S. Кармы», принесшая писателю не только широкую известность, но и литературную премию Акутагавы. Впоследствии «Стена», дополненная еще двумя произведениями - «Барсук с Вавилонской башни» и «Красный кокон», была издана отдельным изданием; главным мотивом всех трех стало одиночество и неустроенность личности. 


В это же время Абэ Кобо вступает в коммунистическую партию Японии, однако разочаровывается в ней и в её идеологии после поездки в Восточную Европу в 1956 году. В 1961 году, за публичную критику нового партийного курса, Абэ был исключен из партии. Мировую известность Кобо приобретает в 1964 году, когда в мировой прокат выходит экранизация его романа «Женщина в песках», опубликованного двумя годами ранее. Этот роман, по праву считающийся одним из лучших произведений автора, был удостоен премии газеты «Иомиури», а вслед за ним последовали больше блестящих литературных трудов. «Чужое лицо» (1964), «Сожженная карта» (1967), «Человек-ящик» (1973) - все были удостоены высоких оценок критиков и читателей.


Абэ Кобо


Другим поприщем, на котором работал писатель, была драматургия. В 1973 году им был создан театр «Студия Абэ Кобо». Пьесы Кобо переведены на множество языков, в том числе некоторые из них на русский. «Студия Абэ Кобо» с успехом гастролировала по миру, завоевав признание как европейской, так и американской публики. Абэ Кобо, который с детства обожал зарубежную литературу, особенно высоко ценил литературу русскую. Его любимыми писателями были Достоевский и Гоголь. "Быть напечатанным в России, - говорил Абэ, - большая честь для любого писателя. Каждая моя публикация в Советском Союзе - событие для меня очень радостное. Во-первых, потому что я давний поклонник русской литературы. Еще в школьные годы я был покорен творчеством двух гигантов русской литературы - Гоголя и Достоевского. Я прочел почти все написанное ими, и не один раз, и причисляю себя к их ученикам. Особенно большое влияние оказал на меня Гоголь. Переплетение вымысла и реальности, из-за чего реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю, научившему меня этому».


В 1992 году писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, и ему прочили большие шансы на победу, однако судьба распорядилась иначе, 22 января 1993 Абэ Кобо скончался от остановки сердца.



Екатерина Калинина



 

Рекомендуем

Далай-лама XIV. Великий Будда Сострадания
Московский областной театр юного зрителя
Музей приобрел письмо Александра II, мемориальные книги и гравюры
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Ярослав Голованов: научная журналистика как средство борьбы за светлое будущее
Клара Лучко – через тернии к звездам
«Ура - телевещанию! Да здравствует прогресс!»
Простая история. "Мужчина и женщина" Клода Лелуша
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
Мировая леди Элеонора Рузвельт