Партнеры Живи добром

«Я Пушкина через Урал пронес, я с Пушкиным шатался по окопам». Эдуард Багрицкий


Эдуард Георгиевич Дзюбин, более известный как Багрицкий, родился 22 октября 1895 года в Одессе. Его отец – приказчик в ателье, мать – домохозяйка. В юности Эдуард мечтал совсем не о творческом пути. В 1915 году он завершил обучение на землемерных курсах, но из-за астмы не смог приступить к работе. В это время в футуристических альманахах стали появляться его первые стихи. Стоит отметить, что поэт для своих публикаций любил использовать вымышленные имена: «Эдуард Багрицкий» – ставшее визитной карточкой автора, «Некто Вася», «Рабкор Горцев» и даже женский псевдоним – «Нина Воскресенская». В 1917 году, с момента публикации в газетном издании «Южная мысль», творчество поэта получило поддержку со стороны уже маститых литературных деятелей Н.С. Гумилева, Р. Л. Стивенсона, В.В. Маяковского. Эдуард Георгиевич Багрицкий становится одним из выдающихся молодых литераторов Одессы, в числе которых необходимо выделить Ю. Олешу, И. Ильфа, В. Катаева, Л. Славина и С. Кирсанова.

Эдуард Багрицкий

Весной 1919 года, в самый разгар Гражданской войны, Эдуард Багрицкий вступает в Красную Армию. Но и творческую деятельность поэт не бросает, поддерживая боевых товарищей агитационными произведениями. Летом 1919 года возвращается на Родину, начинает работу в Бюро украинской печати. Год спустя проявляет себя не только как талантливый литератор, но и как художник на службе уже в Южном бюро Украинского отделения Российского телеграфного агентства. Поэт также ведет активную творческую деятельность – публикуются его стихи, он выступает на литературных вечерах. 

В 1925 году Эдуард Багрицкий переезжает из Одессы в Москву, вступает в творческое сообщество «Перевал», приобщается к конструктивистам. За сравнительно небольшой период у поэта издается два сборника стихотворений: в 1928 году – «Юго-запад», через четыре года – «Победители». Спустя еще два года поэт умирает от обострения астмы. 16 февраля 1934 года не стало Эдуарда Георгиевича Багрицкого. Вдовой осталась еще молодая жена поэта (в 1937 году ее репрессируют и освободят только в 1956) и двенадцатилетний сын, который погибнет на фронте во время Второй мировой войны.

Эдуард Багрицкий

Несмотря на недолгую жизнь, всего 38 лет, Эдуард Багрицкий оставил после себя истинное литературное наследие. Его стихи живут в песнях, сборники стихотворений регулярно переиздаются, его поэзия до сих пор вызывает споры коллег по литературному цеху. Творчество поэта отличается неповторимым голосом свободы, присущим только Багрицкому.

Образные, ритмичные, оригинальные – именно так можно определить характер его стихотворений. Огромное место в стихах автора занимают картины труда и охоты, противостояния человека природе. Герои стихотворений Багрицкого даже своей профессией связаны с природой – моряки, ветеринары, рыбаки. 

Кроме собственного творчества, поэта интересовали еще и литературные переводы. Он мастерски переводил на русский язык произведения Р. Бернса, Вальтер Скотта. Также стоит отметить, что поэма Багрицкого «Дума про Опанаса», опубликованная в 1926 году, произведение трагическое, в первую очередь о бессмысленности братоубийственной войны, критики не приняли. Поэта заподозрили в безыдейности, отсылке к исторически искаженным фактам. Но в 1933 году, после публикации в альманахе «Год шестнадцатый», Эдуард Багрицкий был реабилитирован и получил официальное признание своего творчества. 

Эдуард Багрицкий

В самобытной поэтической натуре Эдуарда Багрицкого нашли идеальный баланс романтическое и земное. Его стихи, словно марш – легкие, пружинистые, музыкальные. На стихотворениях Багрицкого учились молодые поэты 20-х и 30-х годов. Одна из улиц Москвы названа в честь этого уникального автора. И пусть изучение творчества Эдуарда Георгиевича Багрицкого в нынешней школьной программе отсутствует, он все равно остаётся известным и читаемым автором, а это – высшая награда для любого литератора. 


Медведева Алина


 

Рекомендуем

Скромное обаяние Тоби Магуайера
Мэрилин Монро — икона стиля, гламура и шика
Глория Эстефан: на границе двух культур
Люк Бессон: ни дня без сюжета
Современный классик мировой литературы. Харуки Мураками
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Кино. Личность. Артур Аристакисян
Нью-Йоркская неделя моды: итоги
Ирина Токмакова. Своя
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини 60 лет спустя