Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. "Экстрасенсы"


Экстрасенсы


У фильма, получившего в российском прокате название «Экстрасенсы», судьба складывалась нелегко. Первоначально его создателей вдохновляла лента Дэвида Финчера «Семь», в которой опытный детектив (Морган Фриман) вместе с молодым напарником (Бред Питт) расследует серию убийств, совершенных по мотивам семи смертных грехов. Мастерство Финчера, сильный актёрский состав, история, пропитанная религиозной проблематикой, безусловно, заслуживают не только подражания, но и достойного ответа. Вот только работа над «Экстрасенсами» не заладилась с самого начала. Продолжением «Семи» фильму стать было не суждено, и не только из-за Финчера, выступившего против этой идеи. Удивительно, что лента вообще вышла в прокат. Около пятнадцати лет киношники работали над новой картиной, переписывался сценарий, менялись актеры, режиссёры, сценаристы, кинокомпании…


В итоге «Экстрасенсов» снял бразильский режиссер Афонсо Пойарт, а главные роли исполнили Энтони Хопкинс, Джеффри Дин Морган и Колин Фаррелл, мужскую компанию разбавила Эбби Корниш. Сценаристы явно постарались над тем, чтобы отойти от известной работы Финчера. У маньяка из «Экстрасенсов» (Колин Фаррелл) другие мотивы преступлений, и методы их совершения кардинально отличаются от того, что было в фильме «Семь». Вместо того, чтобы причинять своим жертвам адские страдания перед искупительной смертью, герой Фаррелла убивает их «с заботой», стараясь сделать последние минуты жизни обречённых максимально комфортными и приятными: то мороженое подарит ребёнку, то устроит романтический вечер для женщины, от которой муж ушёл к другому…  Тела убитых неизвестным предстают перед полицейскими словно живые люди, застывшие в одной позе: брошенная мужем женщина с идеальным вечерним макияжем нежится в ванне, усыпанной цветами, в воде, алой от потерянной крови. Картинка явно непохожа на тот ад, который устраивал грешникам герой Кевина Спейси. Помните разбухшее тело пострадавшего за обжорство и растянувшуюся во времени агонию наказанного за лень? 


Над поисками маньяка работают агент ФБР Джо Мерривэзер (Джеффри Дин Морган) и его напарница Кэтрин Коулз (Эбби Корниш), профессиональный психиатр. Джо понимает, что без помощи экстрасенса не справиться, и приглашает своего давнего знакомого Джона Клэнси (Энтони Хопкинс) принять участие в расследовании. Джон быстро дает понять скептически настроенной к экстрасенсорике Коулз, чего стоит. Ожидаемое напряжение между мозгоправом и ясновидцем гасится буквально через несколько минут после их совместной работы, сменяясь уважением молодой девушки и  отеческой привязанностью похоронившего дочь Клэнси. 


Джон чувствует, что преступник обладает тем же даром, что и он. Персонаж Хопкинса ввязывается в битву с сильным соперником, поначалу развивающуюся в духе противостояния Кесси Холмс и Провидицы из подросткового экшена «Пятое измерение». У Джона видение – его противник видит на десять шагов дальше и продолжает свою игру. Вскоре, правда, выясняется, что Джон для маньяка вовсе не соперник, в Докторе Клэнси он видит своего соратника и преемника. Перед интеллектуалом и эстетом Клэнси сидит не второй Ганнибал, а уставший, на первый взгляд неуверенный в себе, нервный паренёк. Преступник убивает только тех, кто уже обречён на долгую и мучительную смертьот неизлечимой болезни. Вместо страданий в будущем персонаж Фаррелла дает безболезненную смерть в настоящем. Он не видит в своих действиях ничего запретного, это лишь преждевременная эвтаназия, опережающее боль облегчение. Оригинальное название фильма «Solace» (утешение) больше сочетается с выходящей на первый план этической проблематикой. Противостояние экстрасенсов сменяется противостоянием двух диаметрально противоположных точек зрения о возможности эвтаназии. 


Другое дело, что круг, на котором расположены противоположные позиции, то расширяется, то сжимается до одной точки, и отношение героя Хопкинса к эвтаназии то читается, как безоговорочное «нет», то, как вполне оправданное, но тяжёлое «да», а настороженность к молодому экстрасенсу оборачивается то, симпатией и интересом, то пониманием того, что «добрый» убийца не переживает всех последствий своих поступков. Персонаж Фаррелла абсолютно чужой для своих жертв, он не тот, кто будет помнить их и нести груз потери, терпеть муки совести. 


Сюжет фильма собирается в том числе и из обрывков воспоминаний и видений Джона Клэнси. Провести смысловые связи между ними и действиями Клэнси предстоит зрителю, в зависимости от того, каким деталям вы уделите больше внимания, лента-трансформер будет собираться в разные картинки. Но в случае с «Экстрасенсами» тяжело, не потеряться в череде фотографичных кадров, напоминающих порой работу фэшн-фотографа, а порой отрывок из музыкального клипа, и не стать пленником неподражаемого шарма а-ля «чертик из шкатулки» Энтони Хопкинса. 


Экстрасенсы


Елена Громова






 

Рекомендуем

Контакт и творческое приспособление: «Теория гештальт-терапии» Фредерика Перлза
Евгений Стеблов. От кукольного театра к большой сцене
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства Северных районов России «Малые Корелы»
В этой речке утром рано («Бараны», реж. Джереми Симс)
Богатыри и мы
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Пресс-конференция
Рина Зеленая. Маленькие роли большой актрисы
Абстракционизм Мондриана
«Молодые и страстные» или творческий бунт на Воздвиженке 10