Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. "Экстрасенсы"


Экстрасенсы


У фильма, получившего в российском прокате название «Экстрасенсы», судьба складывалась нелегко. Первоначально его создателей вдохновляла лента Дэвида Финчера «Семь», в которой опытный детектив (Морган Фриман) вместе с молодым напарником (Бред Питт) расследует серию убийств, совершенных по мотивам семи смертных грехов. Мастерство Финчера, сильный актёрский состав, история, пропитанная религиозной проблематикой, безусловно, заслуживают не только подражания, но и достойного ответа. Вот только работа над «Экстрасенсами» не заладилась с самого начала. Продолжением «Семи» фильму стать было не суждено, и не только из-за Финчера, выступившего против этой идеи. Удивительно, что лента вообще вышла в прокат. Около пятнадцати лет киношники работали над новой картиной, переписывался сценарий, менялись актеры, режиссёры, сценаристы, кинокомпании…


В итоге «Экстрасенсов» снял бразильский режиссер Афонсо Пойарт, а главные роли исполнили Энтони Хопкинс, Джеффри Дин Морган и Колин Фаррелл, мужскую компанию разбавила Эбби Корниш. Сценаристы явно постарались над тем, чтобы отойти от известной работы Финчера. У маньяка из «Экстрасенсов» (Колин Фаррелл) другие мотивы преступлений, и методы их совершения кардинально отличаются от того, что было в фильме «Семь». Вместо того, чтобы причинять своим жертвам адские страдания перед искупительной смертью, герой Фаррелла убивает их «с заботой», стараясь сделать последние минуты жизни обречённых максимально комфортными и приятными: то мороженое подарит ребёнку, то устроит романтический вечер для женщины, от которой муж ушёл к другому…  Тела убитых неизвестным предстают перед полицейскими словно живые люди, застывшие в одной позе: брошенная мужем женщина с идеальным вечерним макияжем нежится в ванне, усыпанной цветами, в воде, алой от потерянной крови. Картинка явно непохожа на тот ад, который устраивал грешникам герой Кевина Спейси. Помните разбухшее тело пострадавшего за обжорство и растянувшуюся во времени агонию наказанного за лень? 


Над поисками маньяка работают агент ФБР Джо Мерривэзер (Джеффри Дин Морган) и его напарница Кэтрин Коулз (Эбби Корниш), профессиональный психиатр. Джо понимает, что без помощи экстрасенса не справиться, и приглашает своего давнего знакомого Джона Клэнси (Энтони Хопкинс) принять участие в расследовании. Джон быстро дает понять скептически настроенной к экстрасенсорике Коулз, чего стоит. Ожидаемое напряжение между мозгоправом и ясновидцем гасится буквально через несколько минут после их совместной работы, сменяясь уважением молодой девушки и  отеческой привязанностью похоронившего дочь Клэнси. 


Джон чувствует, что преступник обладает тем же даром, что и он. Персонаж Хопкинса ввязывается в битву с сильным соперником, поначалу развивающуюся в духе противостояния Кесси Холмс и Провидицы из подросткового экшена «Пятое измерение». У Джона видение – его противник видит на десять шагов дальше и продолжает свою игру. Вскоре, правда, выясняется, что Джон для маньяка вовсе не соперник, в Докторе Клэнси он видит своего соратника и преемника. Перед интеллектуалом и эстетом Клэнси сидит не второй Ганнибал, а уставший, на первый взгляд неуверенный в себе, нервный паренёк. Преступник убивает только тех, кто уже обречён на долгую и мучительную смертьот неизлечимой болезни. Вместо страданий в будущем персонаж Фаррелла дает безболезненную смерть в настоящем. Он не видит в своих действиях ничего запретного, это лишь преждевременная эвтаназия, опережающее боль облегчение. Оригинальное название фильма «Solace» (утешение) больше сочетается с выходящей на первый план этической проблематикой. Противостояние экстрасенсов сменяется противостоянием двух диаметрально противоположных точек зрения о возможности эвтаназии. 


Другое дело, что круг, на котором расположены противоположные позиции, то расширяется, то сжимается до одной точки, и отношение героя Хопкинса к эвтаназии то читается, как безоговорочное «нет», то, как вполне оправданное, но тяжёлое «да», а настороженность к молодому экстрасенсу оборачивается то, симпатией и интересом, то пониманием того, что «добрый» убийца не переживает всех последствий своих поступков. Персонаж Фаррелла абсолютно чужой для своих жертв, он не тот, кто будет помнить их и нести груз потери, терпеть муки совести. 


Сюжет фильма собирается в том числе и из обрывков воспоминаний и видений Джона Клэнси. Провести смысловые связи между ними и действиями Клэнси предстоит зрителю, в зависимости от того, каким деталям вы уделите больше внимания, лента-трансформер будет собираться в разные картинки. Но в случае с «Экстрасенсами» тяжело, не потеряться в череде фотографичных кадров, напоминающих порой работу фэшн-фотографа, а порой отрывок из музыкального клипа, и не стать пленником неподражаемого шарма а-ля «чертик из шкатулки» Энтони Хопкинса. 


Экстрасенсы


Елена Громова






 

Рекомендуем

Ее Величество Королева Сердец
Фестиваль «Зимние Грезы». Закрытие
Нереальное кино. Короткий метр на кинофестивале "Сталкер"
Главное, чтобы костюмчик сидел
Круговорот рутины (“Маленькое красное платье” реж. Питер Стриклэнд)
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
Бонни Тайлер: "Быть на сцене - у меня в крови"
The Doors: последний свободный вздох Америки
Русском музее покажут работы Петрова-Водкина
Николай Бурляев: «Прожить, а не изображать»