Партнеры Живи добром

Классика. "Степь" реж. Сергей Бондарчук


"Степь" реж. Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук очень трепетно относился к повести А.П. Чехова «Степь». Из всех любимых произведений он выделял именно это и долгое время мечтал снять по нему фильм. После напряжённых съёмок эпической картины «Они сражались за Родину» (1975 г.) режиссёр наконец решился на постановку чеховской повести. В 1977 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Степь» и, к сожалению, не имел большого успеха в прокате.

Картина повествует о путешествии маленького мальчика Егорушки и его спутников. Егорушка покинул родной дом и едет учиться в гимназию вместе со своим дядей Иваном Ивановичем Кузьмичёвым (неизвестно, был ли в этом намеренный замысел, но Владимир Седов в образе Кузьмичёва как две капли воды схож с портретом самого Чехова) и настоятелем церкви Христофором (Николай Трофимов). По дороге спутники оставляют мальчика проезжающим обозчикам.

Сергей Бондарчук заботливо экранизировал произведение А.П. Чехова, этот материал был ему близок. Режиссёр смог с невероятной точностью передать черты характера и особенности каждого из героев. Картина в некоторой степени дополняет повесть: в произведении можно не обратить внимание на того или иного персонажа, не заинтересоваться его проблемой, но в ленте режиссёр максимально раскрывает героев, развивает их образы и помогает лучше понять чеховский сюжет.

Атмосфера степи поглощает героев, заставляя их глубоко задуматься о своей жизни, весь фильм персонажи рассуждают на разные темы, задают себе вопросы и пытаются на них ответить. Вся история представляет собой тягостное размышление героев, а образ степи создает фон неотвратимости происходящего. После раздумий персонажей охватывает оживление и радостная суета, однако впоследствии их настигает смертельная тоска, в которой растёт напряжение между героями. Ярким примером становится сцена с Анатолием Васильевым в образе Дымова, который жестоко поступает с окружающими, ведёт себя крайне враждебно, но вскоре он сам всё объясняет («Господи, скучно мне!»), после чего кается и просит прощения.

Картина Сергея Бондарчука рассказывает о взрослении маленького мальчика, который совсем скоро войдёт в новый этап своей жизни. В повести даётся панорамный обзор событий, но в фильме мы наблюдаем его глазами происходящие события. Это не просто экранизация повести, но и воплощение на экране собственных воспоминаний режиссёра о детстве и о том интересе к миру вокруг, который часто теряется с годами. Егорушка боится перемен, страшится всего нового и незнакомого, но время неумолимо, поэтому ему всё равно придётся пройти с обозом через степь, пережить новые ощущения, приехать в гимназию и начать учиться. Егорушку правдоподобно сыграл Олег Кузнецов, ему веришь и не думаешь, что этот мальчик исполняет свою роль, кажется, что в действительности на наших глазах меняется его мировоззрение, он формируется как личность, постепенно становится юношей.

В этом неторопливом рассказе особняком стоит одна удивительная сцена. В ней картина степи перемежается с поющей женщиной, которая работает по хозяйству. Невозможно не проникнуться этими живописными видами, этой красивой мелодией (музыку к фильму написал Вячеслав Овчинников, слова песни Ларисы Васильевой), этим эстетичным выражением режиссёра своей любви к главному месту действия всей картины. Эти несколько минут (несмотря на отсутствие какого-либо действия) завораживают своей визуальной составляющей. Можно с уверенностью заявить, что ради этой сцены стоило снимать фильм «Степь».

Критики высоко оценили работу Сергея Бондарчука, способность режиссёра тонко передавать суть произведения и его бережное отношение к выдающемуся первоисточнику.Однако советского зрителя фильм не заинтересовал. Какие же недостатки присутствуют в экранизации?

Пространные философские размышления на фоне затяжных планов степи сложно будет осилить большинству зрителей, а отсутствие хоть какой-либо динамики на протяжении всей ленты понравится далеко не всем. За неимением ярких событий в картине, весь сюжет можно описать в нескольких предложениях, что вызывает противоречивые чувства. Недостаток действия в фильме компенсируется захватывающими дух видами, но немногие оценят двухчасовую оду красотам природы.

Подготовленный зритель, готовый к длинным планам живописных степей и долгим размышлениям о жизни, сможет оценить творение Сергея Бондарчука по достоинству. Но любители кинолент, богатых на яркие события, батальные сцены, непрерывное действие, хитроумный сюжет или неожиданные повороты в повествовании, не вытерпят неторопливого темпа философской экранизации повести А.П. Чехова.


"Степь" реж. Сергей Бондарчук
 

Руслан Боуфал


 

Рекомендуем

Кровожадный рассудок ищет смысл («Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен)
FollowTheFabrika. Шестой этап
Иоганн Себастьян Бах: 330 лет со дня рождения гения
«Гордость и предубеждение» в розовых тонах
Хосе Кареррас, испанский оперный певец
Русское влияние Томаса Манна
Георгий Вайнер. Умножающий печаль
Полуторавековое путешествие «Вокруг света»
Культурные стартапы
Самые ожидаемые джазовые фестивали 2018 года