Партнеры Живи добром

Лица истории («Подольские курсанты», реж. Вадим Шмелёв)


Саша Лавров (Артем Губин) и Митя Шемякин (Игорь Юдин) влюблены в одну девушку – красавицу Машу Григорьеву (Любовь Константинова), учащуюся на медсестру. С Шемякиным Маша, что называется, из одной песочницы: они вместе выросли и девушка в глубине души верила, что однажды он станет ее женихом. В детдомовца Лаврова Маша влюбилась без памяти и ничего не может поделать со своими чувствами. Куда бы вывел любовный треугольник молодых людей в мирных условиях неизвестно: на дворе октябрь 1941 года. Фашистские войска приближаются к Москве. Чтобы выиграть время и дождаться подкрепления, задержать противника отправляют курсантов Подольских пехотного и артиллерийского училищ. Саша и Митя вместе с однокурсниками идут на фронт.

Фильм «Подольские курсанты» режиссера Вадима Шмелёва основан на реальных событиях. Три с половиной тысячи подольских курсантов удерживали фашистские войска в течение двух недель и отступили только по команде руководства, когда задача была выполнена. Противник не испытывал проблем с провизией и с оружием. Орудия, доставшиеся в распоряжение курсантов, уступали немецким, что уж говорить о продовольствии. Две с половиной тысячи подольских курсантов не вернулись с боя.


«Подольские курсанты». Источник: «Централ Партнершип»


Для продюсера Игоря Угольникова фильм очень личный: во время съемок он нашел могилу своего деда, возводившего Ильинский рубеж. Некоторые герои ленты носят имена участников событий. Более того, команда фильма стремилась едва ли не к документальной точности при создании боев на экране и провела целое исследование, чтобы реконструировать боевые действия.

Фильм должен был выйти в прокат в мае ко Дню Победы, но из-за коронавируса его премьера была перенесена. В кинотеатрах «Подольские курсанты» появились ко Дню народного единства – празднику, приуроченному к изгнанию польских интервентов из Москвы в 1612 году.

Память о Великой Отечественной войне в нашей стране еще хранится на уровне семейных историй – не обязательно полных, во многих вместо утверждений больше догадок и пробелов, ведь не всегда домой возвращается тот, потребность говорить о ком живет на протяжении поколений. Да и вернувшиеся тоже по-разному относятся к идее рассказать о пережитом аде. Однако расставание с любимыми дедушками и бабушками очень часто оборачивается немым криком, желанием сохранить их имена как можно дольше в памяти – передать истории о них как самое драгоценное наследство своим детям. В конечном счете, Вторая Мировая сделала так, что для многих в нашей стране справедливо: каким бы человеком ты ни был, в твоем роду с огромной вероятностью найдется тот, кто на войне ценой своего здоровья/молодости/жизни выкупил твое право на существование.


«Подольские курсанты». Источник: «Централ Партнершип»


В этом отношении вполне понятно стремление современной российской киноиндустрии снимать фильмы о Великой Отечественной войне. Кино может сделать гораздо больше, чем скучный учебник по истории – оно способно подарить лица участникам сражений, способно зрителю дать эмоции, отряхнуться от которых в бессмысленной суете тяжелее, чем вычеркнуть из памяти цепочку дат, что приходилось учить в школе.

Хорошо, что страницы истории получают кровь и плоть в темных залах кинотеатров и о Великой Отечественной снимаются фильмы. Они хотя бы дают повод поговорить о родных людях, согреться в воспоминаниях о твоем личном герое, какими бы ужасными ни были годы его жизни, пришедшиеся на войну. Стилистически «Подольские курсанты» мало выделяются среди многих современных российских фильмов о Великой Отечественной. Лента построена на уже знакомых приемах – масштабные сражения, музыка с надрывом, мелодрама, актеры, играющие, как в сериалах на ТВ, и патриотизм. На эксперименты с киноязыком создатели фильма не отважились, но в архивах порылись и обстреляли фашистские танки в соответствии с задокументированным расположением артиллерийских орудий.

«Подольские курсанты» в прокате с 4 ноября.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Мастер-классы по кузнечному ремеслу
Евгений Дворжецкий: рок великого клана
Главное, чтобы вращались зеркала. Премьера спектакля «Примадонны» в Театре на Юго-Западе
«Хорошо, что на русской земле родилась». Юлия Друнина
Люди века саг
Шарль Пьер Бодлер. Жизнь полная боли
Две стороны одной медали Виктора Гюго
Очарование Средневековья. Гид по центру Таллина
Новый альбом Джастина Тимберлейка «Man of the Woods»
Стиви Уандер: 10 интересных фактов