Партнеры Живи добром

Николай Бурляев: «Прожить, а не изображать»


Август 1946, Москва. В семье инженера-экономиста Петра Бурляева родился четвертый ребенок – мальчик, который станет выдающимся актером, поэтом и режиссером - Николай Бурляев. 


Нельзя сказать, что его приход в профессию был случайностью, но и без провидения не обошлось. Его дед и бабушка выступали на одной сцене с Остужевым и Блюменталь-Тамариной, старший брат Борис в актерскую среду попал еще в школе, Николай же начал ходить на кинопробы будучи мальчишкой, но до лета 1959 безуспешно. Ему было 14, когда на улице к нему подошел студент последнего курса ВГИК Андрей Михалков-Кончаловский. Он искал актера для выпускной работы «Мальчик и голубь» (1961г.) и случайно увидел Николая. Работа над ролью была сложной, у Бурляева были нарушения речи, он заикался. 


Николай Бурляев


Влюбленность в актерство, желание играть и, конечно, поддержка съемочной группы, помогли ему справиться, а знакомство с Кончаловским - получить главную роль в картине Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962г.). Примечательно, что изначально картину снимал Эдуард Абалов, но потратив почти половину бюджета, загубил проект. Тогда за дело и взялся Тарковский, для которого этот фильм стал фееричным дебютом в кино. Фильм получил мировое признание, был награжден «Золотым львом» на МКФ в Венеции (1962г.), «Золотые ворота» в Сан-Франциско (1962 г.), главный приз «Золотая голова Паленке» МКФ в Акапулько (1963г.). Значительно позже фильм с участием Бурляева « Военно-полевой роман» (1983г.) будет номинирован на Оскар, а отечественный кинематограф получит яркий и запоминающийся образ бывшего солдата Александра Нетужилина. 


В октябре 1963 г. Николай Бурляев пробуется в Театральное училище им.Щукина. Первый курс уже «укомплектован», но на втором освободились места – двоих парней взяли в армию, в том числе и брата Николая. Так, в возрасте 17 лет, Бурляев становится студентом-второкурсником Щукинки. Ему присуще чувство роли, он точно знает и тонко чувствует, какой персонаж его. Так в 1966 г. начинаются съемки «Андрея Рублева» (первоначальное название «Страсти по Андрею»), Тараковский приглашает Николая на роль Фомы, но Бурляев, прочитав сценарий, настаивает и убеждает режиссера, что его герой – Бориска. Также было и с ролью Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита» (1994 г.), Бурляев буквально заявил режиссеру: «Есть лишь одна роль, которую я бы сделал, и, по-моему, только один я в нашем совете кинематографа к этому готов … Иешуа Га-Ноцри».


Николай Бурляев


Настойчивость сыграть именно этого персонажа можно объяснить высокой духовностью и глубокой верой Николая Бурляева. Несмотря на самовыдвижение, окончательное согласие на участие в картине он дал только после одобрения священником. Показательно, что согласно опросу журнала «Сноб», он занимает третье место среди двенадцати актеров, воплотивших образ Иисуса в кино, уступив Джиму Кэвизелу и Уиллему Дефо. 


Николай Бурляев верующий христианин и патриот. Хотя первый крестик на его шее был реквизитом из «Андрея Рублева», он был крещен тайно в младенчестве. Бурляев открыто выступает против принципов западной культуры, большая часть «продуктов» современного зарубежного искусства представляется ему маргинальным, пустым и тлетворно влияющим на молодое поколение. Актер признается, что он не стремится играть в кино, на первый план вышли другие ценности. В 1992 г. он инициировал кинофестиваль «Золотой Витязь», который в настоящее время превратился в славянский форум искусств. Девиз фестиваля «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» не меняется со дня его создания, а главной задачей его основатель считает «сохранение духовности и света». За время существования форум посетили деятели культуры с мировым именем: Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Горант Паскалевич, Эмир Кустурица, Тео Ангелопулос, Александр Сокуров, а его география давно вышла за пределы России. 


Николай Бурляев и Сегрей Безруков


 «Я в 5 лет был напуган и с тех пор имею некоторые комплексы. Поэтому всегда считал, что я не актер. Я не играю, я живу. Чтобы забыть о заикании, мне необходимо стать другим человеком. И уже на первой роли я работал как профессионал», - признается актер. Именно поэтому веришь каждому персонажу, каждой роли, именно поэтому Николай Бурляев стремится оставить наследие, возродить русскую духовность.



Саида Бакиева



 

Рекомендуем

Маргарет Митчелл. Одна жизнь, одна женщина, одна книга
Уильям Фолкнер: «Я отказываюсь верить в вырождение человека»
"Звёзды на Байкале" 2018
Правила Казановы сегодня
Премьера спектакля «ПРЕВРАЩЕНИЕ» в Театре им. Вахтангова
Бумер на тропе войны («Асоциальная сеть», реж. Тиллер Расселл)
Вегетарианство в России. История, препятствия и роль Л.Н. Толстого
«Последний срок» на сцене театра имени Ф.Волкова
Мариус Петипа - «Эпоха русского балета»
Александр Беляев. Жизненная драма русского Жюля Верна