Партнеры Живи добром

Николай Бурляев: «Прожить, а не изображать»


Август 1946, Москва. В семье инженера-экономиста Петра Бурляева родился четвертый ребенок – мальчик, который станет выдающимся актером, поэтом и режиссером - Николай Бурляев. 


Нельзя сказать, что его приход в профессию был случайностью, но и без провидения не обошлось. Его дед и бабушка выступали на одной сцене с Остужевым и Блюменталь-Тамариной, старший брат Борис в актерскую среду попал еще в школе, Николай же начал ходить на кинопробы будучи мальчишкой, но до лета 1959 безуспешно. Ему было 14, когда на улице к нему подошел студент последнего курса ВГИК Андрей Михалков-Кончаловский. Он искал актера для выпускной работы «Мальчик и голубь» (1961г.) и случайно увидел Николая. Работа над ролью была сложной, у Бурляева были нарушения речи, он заикался. 


Николай Бурляев


Влюбленность в актерство, желание играть и, конечно, поддержка съемочной группы, помогли ему справиться, а знакомство с Кончаловским - получить главную роль в картине Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962г.). Примечательно, что изначально картину снимал Эдуард Абалов, но потратив почти половину бюджета, загубил проект. Тогда за дело и взялся Тарковский, для которого этот фильм стал фееричным дебютом в кино. Фильм получил мировое признание, был награжден «Золотым львом» на МКФ в Венеции (1962г.), «Золотые ворота» в Сан-Франциско (1962 г.), главный приз «Золотая голова Паленке» МКФ в Акапулько (1963г.). Значительно позже фильм с участием Бурляева « Военно-полевой роман» (1983г.) будет номинирован на Оскар, а отечественный кинематограф получит яркий и запоминающийся образ бывшего солдата Александра Нетужилина. 


В октябре 1963 г. Николай Бурляев пробуется в Театральное училище им.Щукина. Первый курс уже «укомплектован», но на втором освободились места – двоих парней взяли в армию, в том числе и брата Николая. Так, в возрасте 17 лет, Бурляев становится студентом-второкурсником Щукинки. Ему присуще чувство роли, он точно знает и тонко чувствует, какой персонаж его. Так в 1966 г. начинаются съемки «Андрея Рублева» (первоначальное название «Страсти по Андрею»), Тараковский приглашает Николая на роль Фомы, но Бурляев, прочитав сценарий, настаивает и убеждает режиссера, что его герой – Бориска. Также было и с ролью Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита» (1994 г.), Бурляев буквально заявил режиссеру: «Есть лишь одна роль, которую я бы сделал, и, по-моему, только один я в нашем совете кинематографа к этому готов … Иешуа Га-Ноцри».


Николай Бурляев


Настойчивость сыграть именно этого персонажа можно объяснить высокой духовностью и глубокой верой Николая Бурляева. Несмотря на самовыдвижение, окончательное согласие на участие в картине он дал только после одобрения священником. Показательно, что согласно опросу журнала «Сноб», он занимает третье место среди двенадцати актеров, воплотивших образ Иисуса в кино, уступив Джиму Кэвизелу и Уиллему Дефо. 


Николай Бурляев верующий христианин и патриот. Хотя первый крестик на его шее был реквизитом из «Андрея Рублева», он был крещен тайно в младенчестве. Бурляев открыто выступает против принципов западной культуры, большая часть «продуктов» современного зарубежного искусства представляется ему маргинальным, пустым и тлетворно влияющим на молодое поколение. Актер признается, что он не стремится играть в кино, на первый план вышли другие ценности. В 1992 г. он инициировал кинофестиваль «Золотой Витязь», который в настоящее время превратился в славянский форум искусств. Девиз фестиваля «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» не меняется со дня его создания, а главной задачей его основатель считает «сохранение духовности и света». За время существования форум посетили деятели культуры с мировым именем: Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Горант Паскалевич, Эмир Кустурица, Тео Ангелопулос, Александр Сокуров, а его география давно вышла за пределы России. 


Николай Бурляев и Сегрей Безруков


 «Я в 5 лет был напуган и с тех пор имею некоторые комплексы. Поэтому всегда считал, что я не актер. Я не играю, я живу. Чтобы забыть о заикании, мне необходимо стать другим человеком. И уже на первой роли я работал как профессионал», - признается актер. Именно поэтому веришь каждому персонажу, каждой роли, именно поэтому Николай Бурляев стремится оставить наследие, возродить русскую духовность.



Саида Бакиева



 

Рекомендуем

Бросить все и сбежать на край света («Куда ты пропала, Бернадетт?» реж. Ричард Линклейтер)
Музыкальные инструменты Китая
Дубай глазами простого туриста
Выставка «Открытие Херсонеса: первые сто лет археологических исследований (1827-1927)»
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Максим Горький: главный глашатай кровавого террора
Белое золото китайских императоров. Из коллекции Кирилла Козина
Жан - Клод Ван Дамм. Путь воина
Евгений Евстигнеев. Хотите быть драматическим актером?
Женщины Достоевского: реальность и образы