Партнеры Живи добром

Долгий путь домой ("Дюнкерк" реж. Кристофер Нолан)


Дюнкерк Нолан

В этот раз хорошо известный зрителю по трилогии «Темный рыцарь» и по sci-fi фильму «Интерстеллар» Кристофер Нолан пробует свои силы в новом для него жанре исторической драмы. «Дюнкерк» – детище Нолана в полной мере, здесь он выступает в амплуа режиссера, сценариста и продюсера одновременно.

Сюжетной основой фильма стала эвакуация из Франции в 1940 г. британских войск, теснимых противником со всех сторон. В конце концов, единственным путем отступления остался Ла-Манш. В течение недели под обстрелами «Мессершмитов» происходило отплытие союзников. Поначалу британское командование по разным оценкам рассчитывало спасти 30 000 или 45 000 человек. Однако из-под огня противника удалось эвакуировать больше 330 000 солдат! Во многом благодаря тому, что на призыв правительства о помощи откликнулась вся страна. Вереницы гражданских экипажей потянулись к французскому берегу. Простые британцы спасли свою армию, но тяжелое вооружение пришлось оставить врагу, чтобы вывезти людей.

Казалось, само небо хранит Британию: немецкие танки внезапно остановили свое наступление в 10 км от города, где могли устроить кровавое месиво. Позже это событие назовут «Чудом под Дюнкерком». Историки до сих пор гадают: был ли это тактический просчет Гитлера или же он дал спастись англичанам, лелея мечту о германо-английском арийском братстве…

Нолан играет с пространством и временем – действие фильма разворачивается в воздухе, воде и на земле. Единовременность действий невозможна, хоть события и происходят параллельно. Если топлива «Спитфайра» хватает на час полета, то лодки пересекают Ла-Манш за сутки, а солдаты на побережье вынуждены ждать посадки на суда британского флота целыми днями.

Внимания заслуживает и актерский состав. В его числе есть ветераны вроде Тома Харди и Киллиана Мерфи, давно и плодотворно сотрудничающие с режиссером. Но место нашлось и новым лицам, например, Гарри Стайлзу из распавшегося бойз-бенда One Direction. Судя по реакции твиттера, его фанатки сделают фильму кассу. Однако он и в самом деле играть умеет: его персонаж, вспыльчивый англичанин, готовый на все, чтобы спастись, вызывает одновременно омерзение и жалость.

Имя композитора для тех, кто знаком с творчеством Нолана, сюрпризом не станет. Рваный стиль повествования Ханс Циммер дополняет миксом из тревожной музыки и тикающих часов, нарастающего шума двигателей, предвещающего очередную бомбежку.

Реплик у персонажей не так уж много, но на фронте все понятно без слов. В гонке на выживание деление на своих и чужих обостряется до предела, так что речь выступает еще одним разграничителем.

Это взгляд на войну страны, которая в мирное время нарочито подчеркивает свою обособленность от континента. Однако столкнувшись с грозным противником, Черчилль (и в его лице все англичане) в знаменитой речи «Это их звездный час» признает Великобританию частью христианской цивилизации, частью Европы. Страной, от которой зависит будущее Старого Света. «Эвакуациями войну не выиграть» – повторит его слова главный герой, но пока солдаты радуются возвращению домой. Куда вскоре придет война. Впрочем, это событие останется за кадром.

«Дюнкерк» в прокате с 20 июля.

Дюнкерк Нолан


Марьям Саларзай



 

Рекомендуем

Афиша спектаклей в Community Stage
«Чем глубже вдох,..»
Патрик Зюскинд и его герои
Русский Уайльд. Игорь Северянин
Заметки на полях («О бесконечности», реж. Рой Андерссон)
Так ли важно быть серьёзным?
Диана Вриланд. Почему бы Вам не...?
Политехнический музей
Болтливые головы («Поступь хаоса», реж. Даг Лайман)
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»