Партнеры Живи добром

Александр Довженко - Микеланджело XX века


Эйзенштейну, конечно, выпала роль Леонардо да Винчи, 

Пудовкину — Рафаэля, а Довженко — Микеланджело...

 

Так или иначе, судьбы многих великих людей сопряжены с несчастием, трагедией и огромными трудностями. Конечно, для тех самых гениев многое из того, что кажется нам ужасающим или тяжелым – дело привычное. У обывателя складывается мнение, что именно эти личные трагедии сделали их такими сильными, гениальными и неординарными, какими их знает мир. История жизни невероятно талантливого украинского режиссера Александра Довженко как раз одна из тех, по мотивам которых слагают легенды.

Александр Довженко

Родился он 10 сентября 1894 года в небогатой семье на хуторе в Черниговской губернии , где жизнь никак нельзя было назвать сладкой: условия  и обстоятельства всех селян были трудными. Здесь, в самом младенчестве, начиналась трагедия Саши. Он был не единственным ребенком, однако из всех 14-ти детей выжили только он и сестра Полина. С образованием в семье Довженко тоже было туго: единственным, кто хоть что-то смыслил в грамоте, был дед Саши, за что в свое время его никак не мог простить отец будущего режиссера: "Отец никогда не простил деду своей темноты"  (из автобиографии). Несмотря на такие условия, Александр все же в 1914 году окончил приходское училище, а потом  Сосницкое городское училище. Получив назначение в Житомирское высшее начальное училище, он уезжает  из родного села и позже там же, в Житомире, поступает в только открывшуюся Академию  Художеств. Одним словом, образование Довженко получил отменное, во многом благодаря стараниям и помощи своего отца, который, наверное, пытался дать сыну все то, чего не имел сам. И ему это удалось с лихвой. 

Дальше начинаются очень неоднозначные времена для Александра . В 1917 году Довженко отправляется в Киев, где  работает в должности секретаря губернского отдела народного образования, параллельно заведуя отделом искусств и Театром имени Шевченко. Занятия подобного рода  нетрудно соединить с фигурой будущего режиссера Александра Довженко, однако, последующие несколько лет работы в дипломатической сфере вызывают удивление. В 1923 году он возвращается на Родину, в Харьков, откуда и берет начало его творческая карьера. Александр работает художником-карикатуристом и создает много работ на политическую тему для массового распространения. Помимо этого, Довженко рисует  шаржи на многих своих современников. Много политики и коммуной работы, мало каких-либо кинематографических мотивов – вот как можно охарактеризовать почти 10 лет жизни Александра Петровича. И он сам в июне 1926 года понял, что что-то в его жизни идет не так:  «… я просидел ночь в  своей мастерской, подвёл итоги своей неудобной тридцатилетней жизни, утром ушёл из дому и больше в дом не возвращался. Я уехал в Одессу и  поступил на работу на Кинофабрику в качестве режиссёра».

Александр Довженко

Работа в кино началась для Александра с комедийных фильмов («Вася -реформатор», «Ягодка любви»), он  был уверен в том, что этот жанр и будет его коньком. На самом  же деле все обернулось по-другому. Первые годы становления Довженко как режиссера были переломными и самыми трудными: как самоучка он не знал центральных понятий, порядка  съемочного процесса, но все это приходило к нему будто бы интуитивно. И с 1926 по 1930 годы Александр Петрович перешел от жанра легких комедией к серьезным и глубоким трагедиям. Самыми известными и значимыми работами режиссера считаются «Звенигора», «Арсенал» и «Земля» - так называемая трилогия Довженко. Именно эти работы создали и закрепили термин украинского поэтического кино в мире кинематографа. «Звенигора» (1928) повествует о вечных стремлениях украинского народа к свободе и счастью. Переплетая и легенды, и придания, и достоверные исторические факты с разнообразными визуальными образами, Александр Петрович делает невозможное: открывает немую поэзию фильма.

Следующий важный проект «Арсенал» (1929) приносит его автору мировую славу. Эта история о восставших рабочих в Киеве продолжает общую концепцию поэтического кино Довженко. И завершает трилогию «Земля» (1930) – наверное, главный немой фильм в творчестве режиссера. Эта его работа вошла в учебники по истории кино как в России, так и за рубежом. А в 1958 году на Брюссельском фестивале «Земля» вместе с «Броненосцем» Эйзенштейна и «Матерью» Пудовкина  попала  в двадцатку лучших фильмов все времен.

После просмотра этого фильма Чарли Чаплин отметил, что «славянство пока что дало миру кинематографии одного творца – мыслителя и поэта, Александра Довженко». 

Александр Довженко

После столь успешных проектов режиссер не останавливается, а начинает развивать новые линии в своем искусстве: снимает грандиозный «Аэроград» (1935) с зашкаливающим сюрреализмом на экране, невероятно патриотичный «Щорс» (1939). В 1941, когда начинается Великая Отечественная  война, Довженко отправляется на фронт – собирать материал для документального кино, из которого позже получается фильм «Освобождение». Оставаясь под впечатлением от всего увиденного ужаса войны, Александр Петрович еще и пишет киноповесть «Украина в огне» - собственное откровение, которое, к сожалению, не проходит в печать. С этого момента и начинается последняя, тяжелая глава жизни великого режиссера. Попав в немилость советской власти, Довженко был выгнан из всех общественных организаций и получил запрет возвращаться на родину. Это, несомненно, было огромным ударом для Александра Петровича, всем сердцем любившего Украину. После, ему позволили снять еще один фильм «Жизнь в цвету» (1948), естественно, под очень пристальным контролем сверху. Потом еще один  -  «Прощай, Америка» (1951). Что же касалось внутреннего состояния Довженко, то его жизнь превратилась в невыносимый, болезненный и непрекращающийся кошмар. "Уже не нужно ничего – ни киностудии, ни работы, помогите только переехать в Украину. Большая квартира мне не нужна. Только нужно, чтобы с одного хотя бы окна можно было смотреть вдаль. Чтобы был виден Днепр, и Десна где-то под горизонтом, и родные черниговские земли, что так настойчиво начали являться мне во сне". Только вот ответа на эти молитвы не было. 

25 ноября 1956 года в Москве Довженко Александр Петрович скончался от острой сердечной недостаточности. Так и закончилась трагичная жизнь гения XX века, который изменил мир кинематографа до неузнаваемости. 

 

 

Влада Лодеск



 

Рекомендуем

Исторические центры современной Германии
Сидни Шелдон. Завтра уже наступило
Властитель народных сердец
Тана Френч. Место затаившихся секретов
Анна Шатилова. Голос СССР
Огонь! Огонь!
Оперный бал Елены Образцовой в честь Франко Дзеффирелли
«Вовка — добрая душа!» или неожиданный Владимир Машков
Дух веет, где хочет («Тайная жизнь», реж. Терренс Малик)
Денис Мацуев: "Когда я играю больше, то лучше себя чувствую"