Партнеры Живи добром

Александр Довженко - Микеланджело XX века


Эйзенштейну, конечно, выпала роль Леонардо да Винчи, 

Пудовкину — Рафаэля, а Довженко — Микеланджело...

 

Так или иначе, судьбы многих великих людей сопряжены с несчастием, трагедией и огромными трудностями. Конечно, для тех самых гениев многое из того, что кажется нам ужасающим или тяжелым – дело привычное. У обывателя складывается мнение, что именно эти личные трагедии сделали их такими сильными, гениальными и неординарными, какими их знает мир. История жизни невероятно талантливого украинского режиссера Александра Довженко как раз одна из тех, по мотивам которых слагают легенды.

Александр Довженко

Родился он 10 сентября 1894 года в небогатой семье на хуторе в Черниговской губернии , где жизнь никак нельзя было назвать сладкой: условия  и обстоятельства всех селян были трудными. Здесь, в самом младенчестве, начиналась трагедия Саши. Он был не единственным ребенком, однако из всех 14-ти детей выжили только он и сестра Полина. С образованием в семье Довженко тоже было туго: единственным, кто хоть что-то смыслил в грамоте, был дед Саши, за что в свое время его никак не мог простить отец будущего режиссера: "Отец никогда не простил деду своей темноты"  (из автобиографии). Несмотря на такие условия, Александр все же в 1914 году окончил приходское училище, а потом  Сосницкое городское училище. Получив назначение в Житомирское высшее начальное училище, он уезжает  из родного села и позже там же, в Житомире, поступает в только открывшуюся Академию  Художеств. Одним словом, образование Довженко получил отменное, во многом благодаря стараниям и помощи своего отца, который, наверное, пытался дать сыну все то, чего не имел сам. И ему это удалось с лихвой. 

Дальше начинаются очень неоднозначные времена для Александра . В 1917 году Довженко отправляется в Киев, где  работает в должности секретаря губернского отдела народного образования, параллельно заведуя отделом искусств и Театром имени Шевченко. Занятия подобного рода  нетрудно соединить с фигурой будущего режиссера Александра Довженко, однако, последующие несколько лет работы в дипломатической сфере вызывают удивление. В 1923 году он возвращается на Родину, в Харьков, откуда и берет начало его творческая карьера. Александр работает художником-карикатуристом и создает много работ на политическую тему для массового распространения. Помимо этого, Довженко рисует  шаржи на многих своих современников. Много политики и коммуной работы, мало каких-либо кинематографических мотивов – вот как можно охарактеризовать почти 10 лет жизни Александра Петровича. И он сам в июне 1926 года понял, что что-то в его жизни идет не так:  «… я просидел ночь в  своей мастерской, подвёл итоги своей неудобной тридцатилетней жизни, утром ушёл из дому и больше в дом не возвращался. Я уехал в Одессу и  поступил на работу на Кинофабрику в качестве режиссёра».

Александр Довженко

Работа в кино началась для Александра с комедийных фильмов («Вася -реформатор», «Ягодка любви»), он  был уверен в том, что этот жанр и будет его коньком. На самом  же деле все обернулось по-другому. Первые годы становления Довженко как режиссера были переломными и самыми трудными: как самоучка он не знал центральных понятий, порядка  съемочного процесса, но все это приходило к нему будто бы интуитивно. И с 1926 по 1930 годы Александр Петрович перешел от жанра легких комедией к серьезным и глубоким трагедиям. Самыми известными и значимыми работами режиссера считаются «Звенигора», «Арсенал» и «Земля» - так называемая трилогия Довженко. Именно эти работы создали и закрепили термин украинского поэтического кино в мире кинематографа. «Звенигора» (1928) повествует о вечных стремлениях украинского народа к свободе и счастью. Переплетая и легенды, и придания, и достоверные исторические факты с разнообразными визуальными образами, Александр Петрович делает невозможное: открывает немую поэзию фильма.

Следующий важный проект «Арсенал» (1929) приносит его автору мировую славу. Эта история о восставших рабочих в Киеве продолжает общую концепцию поэтического кино Довженко. И завершает трилогию «Земля» (1930) – наверное, главный немой фильм в творчестве режиссера. Эта его работа вошла в учебники по истории кино как в России, так и за рубежом. А в 1958 году на Брюссельском фестивале «Земля» вместе с «Броненосцем» Эйзенштейна и «Матерью» Пудовкина  попала  в двадцатку лучших фильмов все времен.

После просмотра этого фильма Чарли Чаплин отметил, что «славянство пока что дало миру кинематографии одного творца – мыслителя и поэта, Александра Довженко». 

Александр Довженко

После столь успешных проектов режиссер не останавливается, а начинает развивать новые линии в своем искусстве: снимает грандиозный «Аэроград» (1935) с зашкаливающим сюрреализмом на экране, невероятно патриотичный «Щорс» (1939). В 1941, когда начинается Великая Отечественная  война, Довженко отправляется на фронт – собирать материал для документального кино, из которого позже получается фильм «Освобождение». Оставаясь под впечатлением от всего увиденного ужаса войны, Александр Петрович еще и пишет киноповесть «Украина в огне» - собственное откровение, которое, к сожалению, не проходит в печать. С этого момента и начинается последняя, тяжелая глава жизни великого режиссера. Попав в немилость советской власти, Довженко был выгнан из всех общественных организаций и получил запрет возвращаться на родину. Это, несомненно, было огромным ударом для Александра Петровича, всем сердцем любившего Украину. После, ему позволили снять еще один фильм «Жизнь в цвету» (1948), естественно, под очень пристальным контролем сверху. Потом еще один  -  «Прощай, Америка» (1951). Что же касалось внутреннего состояния Довженко, то его жизнь превратилась в невыносимый, болезненный и непрекращающийся кошмар. "Уже не нужно ничего – ни киностудии, ни работы, помогите только переехать в Украину. Большая квартира мне не нужна. Только нужно, чтобы с одного хотя бы окна можно было смотреть вдаль. Чтобы был виден Днепр, и Десна где-то под горизонтом, и родные черниговские земли, что так настойчиво начали являться мне во сне". Только вот ответа на эти молитвы не было. 

25 ноября 1956 года в Москве Довженко Александр Петрович скончался от острой сердечной недостаточности. Так и закончилась трагичная жизнь гения XX века, который изменил мир кинематографа до неузнаваемости. 

 

 

Влада Лодеск



 

Рекомендуем

Ограбление по-шведски («Однажды в Стокгольме» реж. Роберт Будро)
Кино. Классика. "Баллада о солдате" реж. Григорий Чухрай
Александр Лазарев. «В созвездии козерога»
Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Евгений Гришковец «Предисловие к роману»
Пленительное счастье Игоря Костолевского
Полуторавековое путешествие «Вокруг света»
Блейк Лайвли. Истинное олицетворение американской мечты
Врать умеют и старики («Хороший лжец» реж. Билл Кондон)