Партнеры Живи добром

Татьяна Догилева. Света из «Покровских ворот»


Десять с лишним лет назад сериалы в жанре ситком как раз стали набирать обороты в России. Сейчас уже трудно представить себе телевидение без этих однотипных, не обременённых интеллектом персонажей, действия, в которое зритель может включиться хоть с первой серии, хоть с тридцать первой, и, главное, без закадрового смеха, без которого и правда стало трудно сориентироваться, в каком месте следовало бы улыбнуться.

Тогда же таких ситкомов — ситуационных комедий — было не очень много, они были разбиты по каналам и представляли из себя нечто действительно занимательное — некий не совсем ещё отработанный у нас формат, качественно отличавшийся от привычного «мыла». Были «33 квадратных метра» ОСП студии — довольно жёсткий, остросоциальный ситком. Были многочисленные адаптации иностранных сериалов вроде «Моей прекрасной няни» или «Кто в доме хозяин?».

Татьяна Догилева

Такие небольшие эпизоды по 20-30 минут отлично смотрелись и приносили огромную популярность актёрам — как тем, о ком раньше никто не слышал, так и тем, о ком уже давно слышать перестали. В одном из таких ситкомов отечественного образца проявила себя и заслуженная артистка РСФСР Татьяна Догилева, сыграв остроумную и никогда не унывающую мать-одиночку Любовь Орлову из города Бабкинска. Конечно, любим мы её не за это. И всё же, в этой забавной, очень неглупой и, на самом-то деле, невероятно мудрой женщине из сериала «Люба, дети и завод», Татьяне Догилевой удалось во многом показать свой невероятно стойкий, язвительный, но необычайно жизнерадостный характер.

В далёком 1992 году Татьяна Догилева выступила перед большой аудиторией в Останкино. Это показали по первому каналу в рамках программы «Немного о себе». Речь шла об её «хождениях по мукам» во время поступления в театральный ВУЗ. Есть такие актёры вроде Евгения Миронова, в которых поначалу вообще не видели никакого таланта и отправляли восвояси. Но мало кто может похвастаться таким количеством отказов, как Догилева: её не приняли в 4 театральных училищах Москвы, прежде чем в ГИТИСе, наконец, разглядели актрису в этой маленькой и бойкой девушке.

Но примечательна даже не сама история, а то, как Татьяна Догилева рассказывала о своих приключениях. Если бы на вступительных экзаменах требовались не вызубренные стихотворение/басня/проза, а несколько баек из жизни, Догилевой, скорее всего, не пришлось поступать так долго и мучительно. В 2010 году, кстати, актриса издала очень своеобразные мемуары, а, точнее, приключенческий роман, основанный на её жизни, под названием «Жизнь и приключения Светы Хохряковой».

Татьяна Догилева

Несмотря на то что по профессии Догилева всё-таки театральная актриса, именно съёмочная площадка стала для неё основным рабочим местом. Живьём она играла в основном в антрепризе. Главным моментом для артистки была постоянная работа: ставка делалась не столько на качество, сколько на количество картин. По мнению Догилевой, чем больше актёр играет, тем больше шанс стать узнаваемым. Именно узнаваемость способствует появлению хороших и заметных ролей. С таким настроем и в эпизодах Татьяна показывала себя превосходно.

По-настоящему хороших фильмов в биографии Догилевой множество, и, прежде всего, это потрясающая комедия Михаила Козакова «Покровские ворота», где она сыграла достаточно близкий ей образ Светланы из общества «Трудовые резервы». В юности, до того как попасть в студию при Центральном телевидении, Татьяна активно занималась спортом, в частности, художественной гимнастикой. Несмотря на то что роль Татьяне досталась небольшая, она превосходно вписалась в коллектив именитых коллег по цеху.

Ещё одной большой удачей стал фильм «Блондинка за углом», где партнёром Татьяны по площадке стал сам Андрей Миронов. Образ деловой, простой, максимально приземлённой девушки как- то удивительно подходил молодой актрисе. В этом амплуа Татьяна смогла как следует развернуться.

С Олегом Меньшиковым Татьяна сыграла не только в «Покровских воротах», но и в замечательной и светлой драме «Мой любимый клоун» в 1987, и в том же году предстала в паре с Леонидом Филатовым в фильме «Забытая мелодия для флейты». Именно эту роль часто называют главной в её жизни, с которой Татьяна справилась действительно блестяще — её талант отметили не только зрители, но и критики.

Татьяна Догилева

Работая в основном в комедиях и мелодрамах, Татьяна не отказывалась и от фильмов других жанров: «Афганский излом» 1991 года режиссёра Владимира Бортко стал заметной деталью кинобиографии Догилевой.

В 2007 году Татьяна попробовала себя в качестве режиссёра, сняв телевизионный фильм «Лера». В 2015  она работала над фильмом по собственному сценарию под названием «Горизонт».

Татьяна, будучи женщиной с активной гражданской позицией, несколько раз участвовала в различных пикетах и акциях среди людей, борющихся за сохранение Москвы и её исторического облика. Была и среди тех, кто отстаивал Химкинский лес в 2011 году. Публичные выступления чуть не стоили актрисе места в союзе кинематографистов.

Татьяна Догилева зарабатывала свою популярность как спортивный разряд: долгими тренировками, постоянными выступлениями, упорной работой. Она остаётся в сознании зрителя актрисой второго плана, и всё же, бесспорно, хорошей и добросовестной как в театре, так и в кино.



Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

Борис Пастернак: измена родине или как получить Нобелевскую премию
Невозможность жизни («Дылда» реж. Кантемир Балагов)
10 книг об истории комиксов
Уязвимый лед («Акварель» реж. Виктор Косаковский
Классика. «Мир входящему» (реж. А. Алов, Вл. Наумов)
Ян Потоцкий «Рукопись, найденная в Сарагосе»: берегись дьявола на горной тропе
Казнить нельзя помиловать («Мавританец», реж. Кевин Макдональд)
Библионочь. Магия книги - #ЯркаяЖизньРГБМ
История Петербурга в стихах
Дело в шляпе: самые стильные мужчины современности