Партнеры Живи добром

Уколи красиво («На острие», реж. Эдуард Бордуков)


Звезда российского фехтования Александра Покровская (Светлана Ходченкова) грезит об олимпийском золоте – все остальные награды у нее уже есть. Последняя Олимпиада в ее карьере все ближе. Век спортсменок не долог – Саше 34. Вдумчивый стратег, читающий противника, как опытный психолог, она сильна и технична. 19-летняя Кира Егорова (Стася Милославская) на нее совсем не похожа. Вчерашняя юниорка берет рапиру в руки и бросается на противницу с сумасшедшей скоростью – времени на подумать не остается ни у кого. Покровская – ее главная конкурентка на карьерной лестнице.

«На острие» открывал 42 Международный московский кинофестиваль, который в этом году перенесли на октябрь из-за ситуации с коронавирусом. Прокат фильма по той же причине были вынуждены передвинуть на другие даты. К 26 ноября фильм добрался до опустевших с учетом новых условий, но все же работающих кинотеатров.

Картину о двух саблистках доверили Эдуарду Бордукову. Ему не в первый раз снимать кино о спорте. В 2016 году вышла его драма «Коробка», главные герои – подростки из Чертаново. Спорт помог ребятам преодолеть внутренних демонов и перебороть расизм в себе и (почти во всех) соседях. Футбольное поле во дворе спального района в фильме из объекта вражды постепенно превратилось в пространство диалога.


«На острие». Источник: «Централ Партнершип»


Фехтование на футбол визуально не очень-то похоже: хореография турниров и матчей явно различается. «На острие» неоднократно показывает поединки саблисток, следит за тренировками сборной и одиночными выступлениями Киры на крыше – она постоянно тренируется. В качестве саундтрека – ритмичная музыка, иногда бодрые тексты речитативом передают бэкграунд и эмоциональное состояние. Поначалу такая подача кажется уместной. Почему бы и не снять бойкое кино о фехтовании? Футбол и хоккей получили свои блокбастеры, другие виды спорта тоже достойны большого экрана. Но «На острие» застывает на одном месте.

Поединки показываются приблизительно одинаково. Столкновение саблисток по стилю все больше вызывает в памяти недавнего «Стрельцова» – быстрая, едва ли не клиповая подача каждого выхода. Любопытный прием, повторенный несколько раз, надоедает и ближе к титрам уже не раскрывает красоту и мощь фехтования, начинает играть против того вида спорта, который, казалось бы, должен воспевать.

Как только «На острие» добирается до Олимпиады, фильм и вовсе позволяет себе открытые сравнения с футболом. Волнение друзей и поклонников Покровской и Егоровой сильно напоминает футбольных фанатов в российском кино. Более того, за Олимпиадой будут следить из спортивного бара, манерно переключив футбольный матч на фехтование. И эти пикировки «На острие» не к лицу.

Сравнения двух видов спорта болезненно бьют по индивидуальности одного из них, ведь о фехтовании нам рассказывают на языке, уже использовавшемся для кино о футболе. Фильм словно расписывается в том, что выработать более подходящий для рапиры арсенал средств не вышло, решили прибегнуть к устоявшимся приемам. И все бы ничего, в таком подходе можно разглядеть и лесть, и благие намерения, только фехтование, обросшее представлениями о том, что это элитарный спорт, требует большей храбрости и готовности к экспериментам.


«На острие». Источник: «Централ Партнершип»


Светлана Ходченкова играет женщину, посвятившую всю жизнь профессии. Покровская тщеславна и готова идти до конца. Появление строптивой Киры становится для нее испытанием на прочность. Саша меняется буквально на глазах. Достойная соперница выкручивает на максимум все человеческие качества саблистки в пути на Олимпиаду. За Ходченковой в образе Покровской, проходящей ускоренный курс психологической трансформации, интересно наблюдать: внешнее спокойствие и уверенность в себе сопряжены с муками совести и терзаниями уязвленной гордости. Ее ждет экзистенциальное перерождение, принуждающее к переоценке ценностей.

Стасе Милославской повезло меньше. С ее героиней сценаристы перестарались. Молодая бунтарка приехала в Москву. У нее было трудное детство. Она сама расскажет, как ей жилось без матери в компании отца-алкаша. Но, видимо, к середине фильма о грустной повести создатели ленты подзабыли и/или решили реабилитировать папашу саблистки. Из-за такого хода образ Егоровой перекашивается. Проживающая в престижном районе и разъезжающая на дорогом авто, Покровская вызывает больше сочувствия, чем девочка из глубинки, чьи слова расходятся с кадрами.

Динамика отношений Киры и Саши разнообразнее их турниров. Спойлер (и вполне ожидаемый поворот для двухчасовой ленты, распадающейся на два акта): помахав саблями и уколов в самое больное место острым словом, женщины проявляют чудеса эмпатии. Их отношения противопоставляются психологическому давлению со стороны тренера сборной Гаврилова (Сергей Пускепалис). Манипулятор натаскивает спортсменок на победу и постепенно рушит их психику, его методы унизительны, в то время как перестройка основ личности Покровской встраивается в поиски новой этики. Ее пример – убедительная попытка показать, что человеческие отношения в коллективе работают во благо для общих целей. Но на чьей стороне остались симпатии создателей «На острие» – еще вопрос. Портрет главного «злодея» создается с уважением к выслуге лет и достижениям его подопытных.

«На острие» в прокате с 26 ноября.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Тана Френч. Место затаившихся секретов
«Широкая Масленица на Бородинском поле»
Перформанс как феномен современного искусства
Выставка «Мир женщины на страницах дореволюционных женских журналов»
Александр Кайдановский. Путь одинокого творца
Великая французская революция в русской культуре
"Я не ищу, я нахожу". Об "Игре в классики" Хулио Кортасара
Выставка Иосифа Самсонадзе в Государственном музее Востока
Кино. Премьера. "Большой всплеск"
FollowTheFabrika. Шестой этап