Партнеры Живи добром

XXVI МКФ «Послание к человеку». Итоги


В Петербурге, 30 сентября, прошла церемония закрытия XXVI МКФ «Послание к человеку», за семидневную деятельность которого было показано 205 документальных, игровых и анимационных фильмов разного метра, представленных в трех конкурсных и трех параллельных программах. С каждым годом интерес к данному фестивалю становится все больше не только со стороны жителей Северной столицы, но и со стороны жителей других городов России и иностранцев. В этом году посещаемость побила все предыдущие рекорды кинофестиваля. Несмотря на то, что официальных данных по количеству СМИ и зрителей на МКФ не появилось, сильный интерес публики к «Посланию к человеку» ощущался со дня открытия фестиваля и до его финала: основная площадка МКФ, киноцентр «Великан-парк», с самого утра до позднего вечера принимала огромное количество посетителей.

Особое внимание уделялось фильмам внеконкурсным, из таких программ как «Спецпоказ» и «Кино сверхреальности». Безусловно одним из главных событий кинофестиваля стал показ фильма Поля Верховена «Она» с Изабель Юппер в главной роли, которая представила лично последний фильм знаменитого нидерландского режиссера. Откровенный сексуальный триллер, рассказывающий историю мести суровой бизнесвумен к неизвестному маньяку в черном, пришелся по вкусу петербургской публике, задав хороший тон перед началом проката в России.


"Она"


Как известно, многие внеконкурсные картины, представленные на «Послании к человеку» попали на МКФ через Канны, где зарубежные кинодеятели уже успели закрепить за многими лентами свое особое представление. Холодный французский прием (несмотря на награду «лучший режиссер») нового фильма Оливье Ассаяса «Персональный покупатель» перекочевал и в Санкт-Петербург, где невероятно запутанную в понимании жанра и сценария ленту с Кристиан Стюарт также не поняли и не признали. Фильм не спасли ни обнаженная главная героиня, ни постоянное желание создателей во что бы то ни стало запугать зрителя странной компьютерной графикой.

Еще одно дитя Канн, картина Марен Аде «Тони Эрдманн» не нашла однозначного мнения среди зрителей. С одной стороны, многие влюбились в трогательную историю отца и дочери, приправленную добротным немецким юмором, однако, некоторые обвинили режиссера в отсутствии художественной формы, будто растворившейся где-то на середине повествования и исчезнувшей вовсе.


"Тони Эрдман"


Без особого энтузиазма была принята и картина Кирилла Серебренникова «Ученик». Отношение публики к режиссеру, однажды признавшемуся в прогрессирующей мизантропии, было соответствующим. Продолжив традицию своего фильма «Изображая жертву», Серебренников вновь выявляет пороки общества через раздражающего зрителей главного героя, оставляя первых, увы, ни с чем.

Если ленты параллельных программ привлекали уже давно появившимися вокруг них слухами и отзывами, то фильмам международного, национального и экспериментального конкурсов предстояло получить это непосредственно на «Послании к человеку». Гран-при международного конкурса было отдано полнометражной документальной картине «Глубина два» (реж. Огнен Главович), рассказывающей о бомбежках Сербии войсками НАТО. За основу взяты события 2001 года, когда в пригороде Белгорода было обнаружено групповое захоронение жителей Сербии, после чего подобные ужасающие находки участились.

Приз «Кентавр» за лучший полнометражный документальный фильм в национальном конкурсе разделили картины «Мой друг Борис Немцов» (реж. Зося Родкевич) и «Огонь» (реж. Надя Захарова). Если о первой картине говорили много и часто в силу масштаба героя документальной ленты и связанной с ним трагической гибелью, то вторую обсуждали не так много, хотя стиль киноязыка фильма разительно противоположен принятой подаче материала в неигровом кино. «Огонь» - фильм-медитация или, лучше сказать, молитва, которые многие упрекают в бессвязности драматургии и эксплуатации образа бедности в кадре. Похвально, что именно эта лента (хоть и в дуэте с более известным соперником) завоевала приз кинофестиваля, тем самым дав шанс малоизвестной студентке Артура Аристакисяна (создателю знаменитых «Ладоней») дорогу в большое кино.


"Мой друг Борис Немцов"


Главный приз в экспериментальном конкурсе забрала короткометражная картина Лора Пруво «Если бы», являющаяся небольшим размышлением автора о метаморфозах мюнхенского Дома искусств, если бы разработку его архитектуры и комплектации отдали в режиссерские руки.

В этом году замечательным подарком кинофестиваля стал показ работы великого сюрреалиста мирового кино Алехандро Ходоровски «Бесконечная поэзия». Несмотря на то, что фильм вышел еще весной этого года, о нем мало кто знает. Однако фильм при этом не теряет своей ценности. Такой преданности любимому делу, столь ярко и образно показанному в картине, стоит только восторгаться или хотя бы попытаться прикоснуться.


"Бесконечная поэзия"


Главная идея МКФ «Послание к человеку», очень явно зашифрованная в названии, состоит в том, чтобы каждый год открывать для зрителя нечто новое с помощью игрового, документального и анимационного кино. Каждый год, к счастью, это удается. Однако перспективой остается не только показать и рассказать, но при этом донести хоть каплю великой гуманистической идеи, которая толкает снимать кино. К примеру, в этом году на XXVI МКФ «Послание к человеку» были представлены чудесная ретроспектива гения американской документалистики Фредерика Уайзмана и его масстер-класс. Именно за этим каждый год в Петербург приезжают кинодеятели и их преданные зрители. Самое важное то, что после каждого фестиваля появляется новая аудитория, до этого не знавшая о многих личностях, представленных на МКФ. На закрытии «Послания к человеку» почетный президент фестиваля, режиссер-документалист Михаил Литвяков, сказал: «У меня сердечное послание молодым: старайтесь как можно больше делать добра, наше искусство живет любовью к человеку. Будет любовь – будет и мир!»

С полным списком победителей XXVI МКФ «Послание к человеку» можно ознакомится на официальном сайте кинофестиваля.


Илья Михеев


 

Рекомендуем

День мецената
Она соблазнила Энди Уорхола
27 января – день снятия блокады Ленинграда
«One Woman Show»
Проблема отцов и детей в спектакле «Последние луны»
Фестиваль «Коляда-Театр «На Страстном» 15 января – 2 февраля 2018 года
Программа «Кижские метаморфозы» на острове Кижи
Пресс-конференция, посвященная Дню Школьных Коллекций на MBFWR 2014/2015
Вера Пашенная: «Все вокруг меня живет интересами театрального искусства»
В Россию с любовью («Игры шпионов», реж. Доминик Кук)