Партнеры Живи добром

«Вам не видать таких сражений»: панорама Франца Рубо «Бородинская битва»


29 августа 1912 года к 100-летнему юбилею Бородинского сражения в Москве, на Чистых прудах, у Покровских ворот, при большом стечении народа открылась грандиозная панорама «Бородинская битва». На торжественном мероприятии присутствовал сам император Николай II. Автором произведения был выдающийся художник-баталист Франц Алексеевич Рубо. Француз по происхождению, проведший большую часть жизни в Германии, Рубо всегда считал себя русским живописцем и лучшие свои работы посвятил славным событиям русской военной истории. Изобразительное искусство привлекало сына французского книготорговца из Марселя, проживавшего в Одессе, с самого детства и семья поддерживала этот интерес. 

Франц Рубо

Учиться живописи Франц Рубо начал в девятилетнем возрасте в Одесской рисовальной школе, а продолжил в одном из лучших учебных заведений Европы – Баварской академии художеств в Мюнхене у знаменитого художника-баталиста Йозефа Брандта. Уже в годы учебы в академии Рубо избрал основное направление своего творчества: он изучал русскую военную историю, а все каникулы проводил в поездках по России, побывал на Украине, на Кавказе, в Средней Азии, делал зарисовки и эскизы для будущих работ. Тогда же художник понял, что его привлекает непарадная сторона войны, не изображение полководцев и подвигов, а отображение иных военных реалий: крупных сражений, массовых многофигурных сцен со сложной композицией, в которых перед зрителем баталия предстает во всем своем историческом масштабе. 

Именно стремление передать масштаб происходящего заставило Франца Рубо обратиться к новой для русской батальной живописи форме – панораме, позволяющей зрителю погрузиться в самую гущу сражения, увидеть его со всех сторон. Художник создал первые в русском искусстве панорамные работы – «Штурм аула Ахульго» (на сюжет ключевого события Кавказских войн – штурма резиденции Шамиля в Северном Дагестане) и «Оборона Севастополя» (К 50-летию окончания Крымской войны). Обе работы получили заслуженное признание в России и за рубежом, принесли автору звание профессора, а затем – академика Петербургской академии художеств и орден св. Анны 2-ой степени, но судьба этих работ в дальнейшем сложилась трагически. 

Однако делом всей жизни стала для Франца Рубо панорама «Бородинская битва». Замысел будущего произведения родился у художника в 1909 году, когда началась подготовка к празднованию 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, и Русское военное ведомство обратилось к Рубо с просьбой сделать эскизы панорамы для утверждения их лично императором. Сначала художник по предложению полковника Генерального штаба, создателя Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года А.В. Афанасьева, выбрал в качестве сюжета события утра 7 сентября, когда развернулось сражение за Семеновские флеши и штурм курганной батареи Н. 

Н. Раевского. Художник внимательно изучает исторические данные, а в 1910 году Рубо в сопровождении Афанасьева отправляется на места событий: посещает Бородинское поле и окрестные деревни, осматривает сохранившиеся укрепления, беседует с местными жителями. Под впечатлением от увиденного Франц Рубо создает эскиз панорамы и отправляет его на утверждение императору. Однако, одобрения Николая II эта работа не получила: в художественный замысел вмешались исторические обстоятельства: в этот период внешняя политика России была направлена на сближение с Францией, укрепление военного союзничества в рамках Антанты. Поэтому комиссия по проведению торжеств, во главе с императором, признала более корректным сюжет массированной атаки французской кавалерии и падение Семеновских флешей. Хотя художник и не считал этот сюжет подходящим для прославления победы русского оружия (о чем впоследствии не раз писал своим друзьям), он с воодушевлением принялся за работу. Панорама была создана в рекордные для полотна размером 115 Х 15 метров сроки – за 11 месяцев и уже в мае 1912 года на специальных платформах прибыла в Москву. 

Франц Рубо "Бородинская панорама"

Для экспонирования панорамы был построен временный деревянный павильон, который должен был быть заменен каменным. Наконец, все работы были закончены, состоялось долгожданное торжественное открытие панорамы. Но здоровье немолодого художника было подорвано, и в 1913 году он отправляется на лечение в Германию. Франц Рубо не мог предположить, что он больше не вернется в Россию. События Первой мировой войны и революций не только навсегда разлучат художника с его лучшей работой, но и фактически поставят крест на карьере живописца: не найдя себе места в художественной жизни Германии, всегда считавший себя русским художником, Франц Рубо умер всеми забытый в 1928 году. 

Светлана Верховская 


 

Рекомендуем

Русское влияние Томаса Манна
Александр Скрябин – новатор среди консерваторов
Леонид Броневой. Голодранец с деревянным чемоданчиком, ставший лучшим артистом
Джордж Карлин: «Жизнь-когда захватывает дух!»
Анна Герман: Жизнь без репетиций
Выставка «Детское утешение для глаз и души: Книжные памятники XVIII — первой половины XIX вв. из фондов ГПИБ»
«Обсерватории — чистое небо» . Судьба Пулковской обсерватории
По другую сторону камеры: актёры, ставшие режиссёрами. Часть вторая
James Blake выпустил новый альбом «Assume Form»
Любимый миллионами детей. Диснейленд