Партнеры Живи добром

Тест Роршаха в поп-культуре

 

“Что вы здесь видите?”

 

Тест Роршаха (The Rorschach Test) разработал Герман Роршах в 1921 году. Это психологический тест, который применяют для выявления нарушений психики, особых черт личности и прогнозирования моделей поведения. Человеку, проходящему тест, в строгой очередности показывают десять симметричных картинок: пять чёрно-белых, три цветных и две чёрно-красных. На вопрос "На что это похоже?" испытуемый в деталях рассказывает, что он видит на картинке. Каждая новая карточка с чернилами — свободное пространство для ассоциаций, образов и идей.

Швейцарский психиатр и психолог Роршах ещё в детстве увлекался одной из форм искусства — кляксографией. Эта графическая техника на основе спонтанных капель и брызг: нужно накапать чернилами на бумагу, а затем сложить её, чтобы сформировать зеркальное изображение. После чего вы берёте ручку и дорисовываете всё, что видите на бумаге — реальное и фантастическое. Когда Генри Роршах проводил медицинские и психиатрические исследования, его интересовал вопрос: почему разные люди видят непохожие образы в одинаковых картинках? Свои выводы он опубликовал в книге "Психодиагностика", а через год, когда ему было 37 лет, умер.

Герман Роршах слабо представлял, насколько его тест захватит воображение публики. К 1980-м годам тест Роршаха стал знаковым символом психологического тестирования — известным показателем безумия. Картинки с чернилами — инструмент оценки восприятия, но это фокус не на том, что вы видите, а на том, как вы это делаете. Отсутствие единой интерпретации стало результатом того, что картинки с кляксами использовали в разных областях. Психологи, врачи-психиатры и даже военные, которые тестировали лётчиков-авианосцев, отстранённых от работы за злоупотребление алкоголем. Тест применяли в школах, чтобы выявить эмоциональные проблемы детей, а в тюрьмах — для оценки преступлений. Кроме этого, тест Роршаха нашёл своё место в популярной культуре. Он фигурирует в литературе, фильмах, комиксах, дизайне, а Энди Уорхол создал целую серию работ в стиле картинок теста Роршаха.

 

 Картина "Rorschach" Энди Уорхола

 

Человеку, который мельком видел карточки с кляксами теста Роршаха, будет сложно отличить их от картин, которые нарисовал Энди Уорхол. Художник изобрёл собственную художественную технику — рисовал одну сторону холста, а затем складывал его вертикально, чтобы отпечатать другую половину. По иронии судьбы, Уорхол изначально неправильно истолковал клинический процесс Германа Роршаха. Он решил, что пациенты сами создавали картинки с чернильными пятнами, а врачи интерпретировали их. “Я думал, что когда вы отправляетесь в клинику, врачи говорят нарисовать кляксы, чтобы они могли провести тест Роршаха. Хотел бы я знать, когда следующий набор”. Из-за этого недоразумения серия, которую создал на основе теста Роршаха Уорхол, одна из немногих, в которых художник не полагался на существующие образы. 

Картина Уорхола "Rorschach" выставлена в Художественном музее Балтимора. Вы, наверняка, видели её — идеально симметричная возвышающаяся чёрная фигура контрастирует с золотым фоном. Если пациенты и участники экспериментов Германа Роршаха должны были находить формы и образы в кляксах, которые создавались словно сами по себе, то попытки найти в картине Уорхола предметы подобны безумию.  Отдельные части затянут внутрь, линии, которые превращаются сразу в бабочек, летучих мышей, глаза или часть скелета — чем дольше вы смотрите, тем больше видите. Но из-за масштаба охватить взглядом всю картину практически невозможно — вы будете вглядываться, но не увидите цельную форму.

Уорхол с его поп-артом превращал знакомые и привычные вещи во что-то совершенно новое. Его картины позволяют публике творить в своём воображении, но непослушные формы и контуры лишили кляксы клинического исследования, которое создавал Герман Роршах.

 

Персонаж комикса "Хранители" Роршах

 

Другой пример теста Роршаха в поп-культуре — яркий персонаж графического романа Алана Мура — Уолтер Джозеф Ковач, известный как Роршах. Роршах — герой, который носит маску из ткани с постоянно меняющимися пятнами. Они принимают очертания подобно чернильным кляксам теста Роршаха. Роршах бескомпромиссен и жесток по отношению к преступникам. Он носит маску, чтобы воспринимать себя и  чтобы закрыться от мира, обезличить не-героическое “я”. Роршах склонен к депрессивным психологическим состояниям и имеет пессимистический взгляд на окружающий мир вокруг. У поведения Роршаха нет однозначной оценки — она подвижна и субъективна. В нём, как и в картинках с чернильными пятнами теста Роршаха, каждый видит то, что хочет видеть, то, что соответствует его представлениям о добре и зле.

“Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо” — пишет в дневник Роршах. Словно он сам и его маска и есть психологический тест для общества и времени.

 

Ксения Анискович



 

Рекомендуем

Скорбные сказки («Питер Пэн и Алиса в стране чудес», реж. Бренда Чепмен)
2 тур Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Бадри Майсурадзе - герой оперной сцены
Открытие генеалогической выставки «Обратись к истокам»
Концертное исполнение оперы Г. Доницетти «Дочь полка»
Tseleevo Grand Opening 2014
Айзек Азимов «Три Закона Известности»
Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»
Благотворительный концерт звезд мировой оперы в День Рождения Елены Васильевны Образцовой
Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo