Партнеры Живи добром

Четыре модных столицы: краткая история появления Недель моды


Неделя моды, как известно, проходит каждые полгода, чтобы презентовать сезонные коллекции от всемирно известных брендов, и в fashion-индустрии это считается наиважнейшим событием. Люди со всего мира съезжаются в центр Европы, чтобы явить гостям показов свое виденье красоты. Именно здесь будут решаться судьбы дизайнеров и моделей, ведь каждый их шаг станет поводом для дискуссии, а каждое движение находится под пристальным наблюдением сотни камер. 

Как правило, первые Недели мод традиционно начинаются с «большой четверки», в которую входят Париж, Нью-Йорк, Лондон и Милан. Почему же так? Все очень просто: на самом деле, именно в этих точках на протяжении всего ХХ столетия формировалось понятие высокой моды.  

Еще в середине 1860-х годов французский дизайнер Чарльз Фредерик Уорт провел первый в истории показ одежды. Правда, считать его полноценным модным шоу не совсем верно – это был скорее необработанный прототип будущих показов. В роли модели Чарльз использовал свою жену Мари-Августину Берне, на которой он демонстрировал различные наряды гостям, что, несомненно, вызывало в них подлинный восторг. Именно поэтому этот случай вошел в историю как первый шаг к появлению привычных нам показов мод.


Чарльз Фредерик Уорт и его жена Мари-Августина Берне

Чарльз Фредерик Уорт и его жена Мари-Августина Берне


Более явные примеры модных шоу возникают лишь на рубеже XIX-XX веков. Одной из первых, кто решился провести дефиле моделей, была Люси Кристина Дафф-Гордон. Ее имя очень известно в истории моды: и не случайно, ведь она была одной из ведущих британских модельеров и стояла у истоков моды XX столетия. Филиалы ее успешного лондонского дома моды находились в Париже, Нью-Йорке и Чикаго, а среди ее клиенток было множество знаменитостей той эпохи. Более того, именно со времен Люси и ее показов возникает профессия манекенщицы. В 1897 году модельер впервые устроила театрализованное представление с участием идеально выученных моделей, которых Люси сама обучала «скользящей походке». У каждой из девушек было особенное выдуманное имя, чтобы они излучали таинственность и притягательность. Многие из этих моделей позже сделали хорошую карьеру.


Леди Дафф-Гордон и один из ее салонов

Леди Дафф-Гордон и один из ее салонов


Леди Дафф-Гордон уделяла много времени связям с общественностью: на это она не жалела ни средств, ни сил. Тем самым она заложила основы маркетинга в fashion-индустрии. Ее показы были очень антуражными, ведь Люси для своих дефиле создавала атмосферу роскошной и уютной гостиной, приглашала оркестр и в конце программы угощала всех чаем.

Идея создания красочных шоу, в которых бы принимали участие разные модели, посещала и одного из самых известных французских модельеров, Поля Пуаре. В какой-то момент модельер осознал, что дамам трудно представить, как бы сидел на них понравившийся наряд, представленный лишь на манекене. И тогда Поль решил вывести своих моделей, чтобы покупательницы могли оценить, как сидит платье вживую со всех сторон. Это новаторство «короля мод» женщины приняли с таким всеобщим восхищением, что уже в 1911 году Поль устроил театрализованное представление «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски». На своих грандиозных тематических праздниках он старался все сделать так, чтобы гости чувствовали себя вырванными из привычной среды. Все костюмы и декорации были подобраны для того, чтобы каждый мог ненадолго ощутить себя свидетелем чего-то магического. Эта концепция напоминает нам современные показы: дизайнеры всегда стремятся перенести нас в какую-то особую среду, полностью погружая нас в свою неповторимую историю.


Поль Пуаре со своими моделями

Поль Пуаре со своими моделями

Тем не менее, первенство в создании «Недели мод» все же принято отдавать Нью-Йорку. Казалось бы, у Французской fashion-индустрии было все, ведь именно парижскими моделями восхищались женщины со всей планеты. Все почитали и копировали французских модельеров: многие десятилетия прошли в оглядке на Париж. Однако в дело вмешалась Вторая мировая война, когда вся индустрия оказалась в подвешенном положении.

В оккупированную столицу моды было невозможно попасть, и именно в этот момент американская публицистка Элеонора Ламберт организовывает в 1943 году нью-йоркскую «Неделю прессы». Это событие отвлекло мир от французской моды и предоставило возможность продемонстрировать работы американских дизайнеров, которые обычно игнорировались профессионалами и журналистами. «Неделя прессы» неизбежно повлияла на мировую fashion-индустрию: теперь журналисты и даже сам Vogue наконец обратили свое внимание на американских модельеров. В 1950-х «Неделю прессы» переименовали в «Неделю прессы в Нью-Йорке», а когда проект был передан в руки компании IMG в 2001 году, он обрел свое современное название New York Fashion Week.


Элеонора Ламберт

Элеонора Ламберт


Однако французы быстро реабилитировались, и сразу после окончания войны вновь образовался синдикат высокой моды Chambre Syndicale de la Haute Couture. Это парижская организация, существующая еще с 1868 года, в чьи обязанности входило объединение всех французских модных домов и защита модельеров от плагиата. С 1945 года синдикат ввел правило о необходимости демонстрировать на каждом показе новые модели. Союз настаивал на том, чтобы модельеры демонстрировали около 35 предметов дневной и вечерней одежды. Эти меры можно считать реакционными, ведь как раз во второй половине ХХ века на модной арене стала нарастать конкуренция. 

Впоследствии эта конкуренция покажет себя в 1973 году, когда парижская и йью-йоркская Недели моды организуют импровизированную битву мастеров под названием «Битва за Версаль», целью которой было собрать денежные средства на восстановление Версаля. В этом событии приняли участия самые лучшие французские модельеры той эпохи: Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Юбер де Живанши и начинающие американские дизайнеры Анна Кляйн, Рой Хальстон, Оскар де ла Рента, Билл Бласс и Стивен Берроуз. Несмотря на грандиозность парижского представления, победили все же нью-йоркские модельеры, ведь тогда они впервые вывели на подиум темнокожих моделей, тем самым совершив очередной переворот в истории моды.


«Битва за Версаль», 1973 год

«Битва за Версаль», 1973 год


А как развивались другие странны «большой четверки»? В послевоенное время человечество очень нуждалось в красоте, ведь это отвлекало умы от всеобщего разорение. Более того, мировые войны сильно изменили саму моду: произошла полная перестановка сил, образовывалось все больше новых центров притяжения, что вынуждало дизайнеров работать активнее, перетягивая на себя внимание публики.

В 50-х годах на модной арене появляется Италия. Довольно странно, что это произошло так поздно, ведь именно в этой стране всегда было развито производство наилучшего текстиля, да и в изысканности дизайнов Италия не уступала Франции. Несмотря на изобилие ткани и хороших мастеров, до середины ХХ столетия Италия черпала все тенденции из Парижа. Большинство просто брали местных портных и заказывали у них наряды на французский манер. Но после успеха Элеоноры Ламберт и ее «Недели прессы» вдохновение посетило итальянского аристократа Джованни Баттиста Джорджини, из-за чего он начал сотрудничать с одним из американских универмагов и стал байером, ответственным за поставку итальянских брендов в США. И в 1951 году Джованни решает провести ряд показов в Палаццо Петти во Флоренции – это событие считается началом проведения Недель моды в Италии. Чуть позже, из-за нарастающей популярности показов во всем мире, мероприятие перенесли в Милан. 


мастерская Роберто Капуччи, Рим 1940-е годы

мастерская Роберто Капуччи, Рим 1940-е годы


Впервые официальная миланская Неделя моды прошла в 1958 году. Однако этому городу не удалось сразу закрепиться в качестве модной столицы, поэтому показы проводились в разных городах Италии, в том числе и Риме. Серьезную популярность Италия стала обретать благодаря развитию кино, в особенности фильмов Федерико Феллини. Поэтому к концу 60-х годов римский подиум набирает настолько сильные обороты, что начинает отвлекать внимание даже от Парижа. Окончательное формирование Недели моды в Италии произошло в 70-х годах вместе с закреплением в Милане большинства фабрик по массовому производству одежды. Это событие заставило многих дизайнеров переехать и уйти с римских подиумов для создания прет-а-порте. С этих пор Milan Fashion Week стала одной из самых влиятельных в мире.


Флоренция, 1951 год

Флоренция, 1951 год


К 1980 году в моде окончательно формируется понятие «большая четверка», так как на подиум официально выходят английские модельеры. Первая неделя моды в Лондоне прошла в 1984 году. Сразу возникает вопрос: почему только в 80-х, ведь первые показы проходили в Лондоне еще в начале века? Дело в том, что английских дизайнеров мало интересовало объединение с какими-либо организациями и синдикатами. Несмотря на то, что Лондон присоединился к «четверке» последним, этот город являлся столицей авангарда, ведь именно в нем зарождалась панк-культура, создавались мини-юбки и прочее. То есть даже до официального проведения Недели моды английские модные веяния напрямую влияли на глобальную fashion-индустрию. 

На первой Неделе моды в Лондоне, прошедшей на автостоянке в Кенсингтоне, всего было проведено 15 показов. Свои коллекции продемонстрировали Vivienne Westwood, David Fielden, Ghost, Betty Jackson и Джон Гольяно, который представил свою первую выпускную коллекцию Les Incroyables. Модели из этой линейки мгновенно стали популярны как среди ценителей моды, так и среди СМИ. После такого ошеломляющего мирового успеха английское правительство стало выделять средства на спонсирование подобных мероприятий в будущем. С тех пор Лондон является одной из самых влиятельных модных столиц в мире, несмотря на все кризисы, которые он переживал в 90-х из-за сокращения финансирования. 


коллекция Katherine Hamnett, 1984 год

коллекция Katherine Hamnett, 1984 год


Сегодня Недели моды проходят не только в городах «большой четверки», но и в Лос-Анджелесе, Москве, Санкт-Петербурге, Токио, Шанхае, Берлине, Мадриде и других городах. Благодаря всеобщей глобализации многие страны имеют возможность продемонстрировать миру свои уникальные дизайны. Современные модные шоу – это не только желание создавать что-то, но еще и крупный бизнес. Тысячи людей специально съезжаются для того, чтобы провести деловые встречи и получить массу полезных знакомств. Поэтому Неделю моды можно назвать особенным, отчасти узкопрофильным событием для современной fashion-индустрии, в котором участвуют не только модельеры и их модели, но и байеры, спонсоры, редакторы, стилисты и многие другие, кто относит свою профессиональную деятельность к моде. Однако я бы сказала, что в развитии Недели моды нельзя поставить точку. Особенно сейчас, когда весь мир в условиях COVID-19 перешел на диджитал-формат и мода автоматически стала доступнее. Благодаря этому показы перестали быть только светским поводом для обсуждений и стали массовым продуктом. История всей fashion-индустрии пишется прямо сейчас, поэтому предсказывать, что будет дальше, не только трудно, но и бессмысленно. Я думаю, что эта всеобщая мировая встряска уже способствует тому, чтобы в дальнейшем все было по-новому. Ведь, как правило, в истории глобальные события перезагружают мир, заставляя людей искать новые гениальные решения.


Дарья Казакова



 

Рекомендуем

Праздники в музее «Кижи»
Полый мир Томаса Элиота
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Савва Морозов. Благотворительность-первое имя
Ирландия: страна, которая заставляет танцевать
В ЦДМ на Лубянке открылась Гастрогалерея
Открытие третьего сезона Зрительского клуба МОГТЮЗ
Адриано Челентано "Второй после Папы Римского"
10 книг, которые стоит прочитать до 20 лет
«Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.»