Партнеры Живи добром

Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?


Сегодня кажется, что пандемия уже практически осталась позади, но такие мысли – лишь иллюзия безопасности, в которой нам комфортно жить. На самом деле, почти ничего не изменилось: в мире продолжают умирать люди, а впереди лишь сплошная неизвестность. Эксперты и аналитики до сих пор гадают, что нас ждет после коронавируса, ведь кризис коснулся абсолютно всех областей нашей привычной жизни, и конечно, он не обошел fashion-индустрию. Пандемия застала нас в начале весны этого года, и для всего мира моды это стало настоящим шоком и полной неожиданностью. К тому же, пик заболеваний пришелся на Недели моды в Лондоне, Милане, Париже и Нью-Йорке. 

В первую очередь пострадала сфера логистики, так как большее количество производственных предприятий находится именно в Китае (а как мы помним, именно с этой страны все и началось). Из-за задержек в поставках пострадали многие бренды: более того, модный мир лишился своих китайских туристов, что значительно ударило по люксовому сегменту одежды, так как КНР скупает треть товаров этой категории. Большая часть фабрик по производству одежды в Китае закрылась еще до Нового года, что привело к неизбежному разрыву цепочки поставок и дополнительным расходам. Возможно, ситуация с COVID-19 заставит многие бренды свежим взглядом оценить собственную подготовленность к неожиданным обстоятельствам и подтолкнет их к изменениям своих логистических связей. 


Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?

подготовка к показу Valentino на недели моды в Париже


Одними из первых на себя приняли удар показы на Неделях мод, которым суждено было пройти в пустых залах. Неделя моды в Милане проходила как раз в те дни, когда в Италии фиксировали резкий рост числа заболевших – из-за этого без гостей остался ряд показов, включая шоу от Джорджо Армани.

Далее шла Неделя моды в Париже, в которой в связи с эпидемиологической ситуацией отказались принимать участие некоторые французские и китайские бренды. Однако нашлись и те, кто попытался подойти к этой проблеме иначе, на показе Dries Van Noten гостям раздавали маски и установили санитайзеры для рук, а на показе Paco Rabanne всем посетителям дарили антисептики. Далее последовали сплошные отмены, от классических шоу и круизных коллекций до целых недель мод. Свои шоу отменили Versace, Ralph Lauren, Chanel, Prada, а также Gucci так и не продемонстрировал свою круизную коллекцию в мае.

Если мы обратимся к цифрам, то сможем нагляднее увидеть катастрофическое влияние пандемии на модный рынок. В среднем весь люксовый сегмент одежды сейчас теряет 30% прибыли, а у французской компании Louis Vuitton Moët Hennessy в первой половине 2020 года прибыль упала сразу на 15% (и более того, глава компании за этот период лишился 30 миллиардов долларов). Подобная проблема настигла и компанию Kering (владеет Gucci, Bottega Veneta, YSL, Balenciaga и прочими крупными брендами).

По данным The New York Times, за период пандемии продажа люксовых товаров в КНР сократилась на 90%, а такой конгломерат как Capri (владеет Michael Kors, Versace, Jimmy Choo) был вынужден закрыть 150 из 225 своих магазинов в Китае. Многие компании вообще заявили о банкротстве: например, сеть магазинов Neiman Marcus.

Но это еще не все, ведь масс-маркету тоже пришлось столкнуться с пандемией. В начале марта компания Inditex (владеет Zara, Bershka, Pull&Bear) заявляли о временном закрытии всех своих магазинов в России. Также известно о многочисленных увольнениях в точках продажи продукции H&M, Gloria Jeans и Topshop.


Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?


Несмотря на то, что мир продолжает находиться в подвешенном состоянии, мы уже сегодня можем увидеть некоторые качественные изменения, которые пандемия оказала на fashion-индустрию. Одними из первых зазвучали лозунги, связанные с экологией и осознанным потреблением: «Reduce, Reuse, Recycle» («Уменьши потребление, Используй заново, Переработай») и «Reconnected, Renewed, Revolutionary» («Заново соединенное, Обновленное, Революционное») – именно этими словами основательница экодвижения Fashion Revolution Кэрри Сомерс описала современную пост-коронавирусную моду. Стало ясно, что среднестатистический потребитель за время карантина стал более вдумчиво относиться к покупке вещей. К тому же, отмечается спрос на удобную и максимально простую одежду, ведь люди, сидя в изоляции продолжительное время, привыкли к спортивным костюмам и пижамам – и теперь никто не спешит вылезать из них. Также прогнозируется потребность покупателей в вещах из натуральных тканей вроде льна. 

Мода требует перезагрузки, а кризис выявил все самые ее слабые места, начиная от производства одежды и заканчивая жизнеспособностью показов и шоу. И действительно, все чаще теперь ставится под сомнение необходимость существования реальных магазинов и Недель мод: коронавирус послужил катализатором всеобщей диджитализации. Предполагается, что в скором будущем потребитель сможет примерять одежду не в обычной примерочной, а при помощи технологии VR. Безусловно, сейчас такие идеи кажутся нам утопичными, но всеобщий интерес к подобного рода решениям точно оставит свой след. 


Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?

образы из коллекции Gucci Epilogue


Уже сегодня начинают внедрять цифровой вариант показов и различных тематических мероприятий: например, в таком формате была продемонстрирована недавняя коллекция весна-лето 2021 от Hermès, а в июле прошла онлайн-трансляция показа Gucci Epilogue, стиль которого изображает как раз хорошо знакомые нам окна и вкладки интернет-браузера. В Париже уже прошла первая в мире виртуальная Неделя моды Haute Couture, на которой все аккредитованные дизайнеры представили свои видеоматериалы, по аналогии прошла и недавняя неделя моды в Милане.

Безусловно, Недели моды в режиме онлайн организованы по аналогии с реальными, ведь событие должно оставаться привычным несмотря ни на что. Однако эксперты по-разному относятся к происходящему: Ральф Толедано, президент FHCM, в своем комментарии для Vogue подчеркнул, что, скорее всего, цифровой вариант модных шоу – это лишь временная мера, которой все вынуждены придерживаться: «Показы – основной компонент модной индустрии, таковыми они и останутся... Мы всегда будем отдавать предпочтение реальным событиям, но в эти неопределенные времена нам стоит проявить гибкость». К тому же, некоторые бренды откладывают проведение своих мероприятий на неопределенное время (среди таких Burberry, Bianca Saunders, Wales Bonner, YSL). 


Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?


Следующим не менее обсуждаемым компонентом модного переворота стало особое внимание потребителей к локальным дизайнерам. Это весьма объяснимо, ведь пандемия подвинула известные бренды с их главенствующих мест и теперь в глаза покупателям бросилась хорошая альтернатива. Многие блогеры и даже журналы призвали общественность обратить внимание на «моду местного производства», особенно сейчас, когда менее раскрученному бизнесу тяжело одновременно противостоять кризису и конкурировать с крупными брендами. В одном из своих материалов Vogue Russia призывает читателей помочь российским дизайнерам в это нелегкое время: среди перечисленных редакцией были такие бренды как WOS, Vika Gazinskaya, Izeta, Ruban, Rasario, LesyaNebo и другие.

Несмотря на трудности, пандемия сплотила всю модную индустрию как никогда раньше. Многие фабрики по производству одежды и косметики откликнулись на помощь и полностью перевели свою работу на производство масок, халатов и антисептиков, а бренды жертвовали огромные суммы для борьбы с коронавирусом. И даже в те дни, когда люди с азиатской внешностью подвергались жесткой дискриминации из-за того, что считались носителями COVID-19, на модных показах демонстрировалась обратная точка зрения: например, когда американская модель Джиджи Хадид завершила показ Chanel осень-зима 2020-2021 совместной проходкой с азиатскими моделями в знак солидарности и единения. 

Как правило, тяжелые времена подталкивают человечество к началу чего-то нового, грандиозного и прекрасного. Вероятно, это закономерно для каждого шокового периода в истории. Ведь именно такие события всемирного масштаба и вынуждают нас сплотиться, собрать все наши силы и дать отпор. Пандемия стала лишь предлогом к большому общественному диалогу, ведь благодаря кризису мы находимся в поиске новых решений – и это вдохнет вторую жизнь не только в мировую моду, но и во все человечество.



Дарья Казакова



 

Рекомендуем

Премьера оперетты «Летучая мышь» на большой сцене НОВАТа
XXXIX ММКФ. "Селфи" Виктора Гарсии Леона
Параллели сквозь время «К 100-летию Давида Ашкенази»
Детская фабрика ("Аисты" реж. Николас Столлер, Даг Свитлэнд)
Феномен Тайры Бэнкс
"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
Иван Козловский. Чародей советской оперы
Акира Куросава: одинокий всадник в тумане
XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"
По зову океана ("Моана" реж. Рон Клементс, Джон Маскер)