Партнеры Живи добром

38-й ММКФ. Конкурс. "Эксцентрики" реж. Януш Маевский, "Поющие башмаки" реж. Радослав Спасов

«Эксцентрики», режиссер Януш Маевский


"Эксцентрики"


«Эксцентрики или по солнечной стороне улицы» – так полностью звучит название фильма Януша Маевского. «On the sunny side of  the street» – джазовый стандарт 1930-х годов и любимая песня главного героя картины Фабиана. Вернувшись из Англии на родину в Польшу 1950-х, в первый же день выйдя на болкон и сыграв на тромбоне знакомую мелодию, внезапно находит бывшего джазового музыканта, а теперь полицейского. По иронии судьбы находит он его благодаря доносу «патриота Польши», разбуженного громким тромбоном. Жизнь после войны сильно изменилась, и гастролирующий музыкант Стёпа стал служителем правопорядка. Война всегда будет присутствовать на заднем плане в картине. Фабиан с сестрой склонились над фотографией погибших на войне родителей; доктор засучив рукав, покажет номер, наколотый в концлагере... Об этом даже джаз не позволит забыть.

Вскоре поклонников джаза становится больше, например, к ним присоединился забавный пианист Зуппе, подозревающий всех писателей и поэтов Польши в гомосексуализме, и загадочная роковая красотка Модеста.

Музыка – ключевой персонаж в картине и универсальный позывной. Люди сразу откликаются на джаз, но секретный пароль периодически произносимый незнакомцами сбивает Фабиана с толку. Музыка обладает даже волшебными и целебными свойствами в «Эксцентриках». Чудесным образом джаз излечивает сестру Фабиана, больную раком. Она начинает петь с джаз-бандом и забывает про боль, а потом доктор в недоумении пожимает плечами, рассматривая рентгеновские снимки больной. И все положительные герои умеют петь и играть на музыкальных инструментах. Находясь вне политики, так они отличают «своих» в мире, поделенном на своих и чужих. В мире, где качество музыки оценивается по идеологическому принципу. Серая жизнь в коммунистической Польше благодаря джазу становится яркой, а жизнь героев начинает походить на голливудский мюзикл. В картине есть полноценные мюзикловые номера: «I’ve got you under my skin» на застрявшем пароме, «Chattanooga Choo Choo» в местном клубе.


режиссер Януш Маевский и актер Войцек Пшоняк (исполнитель роли Зуппе)


Популярность джаз-банда растет, им даже разрешают выступить на концерте в честь первого мая с американским джазом. Все складывается замечательно, вот только одна тайна тревожит Фабиана – тайна личности Модесты. Они уже давно признались в своих чувствах, но кто она и откуда, Модеста тщательно скрывает. Зритель, да и сами герои картины понимают или догадываются, кем является Модеста, поэтому большой интриги в фильме нет. В фильме действительно нет интриги, захватывющей кульминации и развязки. Вы просто наслаждаетесь происходящим, и вдруг внезапно на экране идут тиры.

Финал картины можно назвать счастливым с большой натяжкой, но музыка, тем не менее побеждает. И те, кто на стороне музыки побеждают, а политиков рано или поздно свергнут (зритель в отличие от персонажей, знает это наверняка). И вот новая участница джаз-банда, по совместительству официантка, ужасно похожая на Эми Уайнхаус, запевает «Bei Mir Bist Du Schön», а вам не хочется уходить из зала.

 

«Поющие башмаки», режиссер Радослав Спасов

 

"Поющие башмаки"


Еще один фильм из конкурсной программы ММКФ – «Поющие башмаки» режиссера Радослава Спасова (картина режиссера"Украденные глаза" была представлена в конкурсе ММКФ в 2005 году) тоже из Восточной Европы и тоже про музыкантов. На этом сходство между картинами заканчивается. «Поющие башмаки» совсем не похожи на голливудский мюзикл. И музыки там практически нет. Это история певицы Леи Ивановой и ее супруга Эдуарда Казасяна. Эдуард или Эдушка, как зовет его Лия, влюбился в певицу еще в детстве, он младше ее на восемь лет. После смерти супруги Казасян изучает в архиве личное дело своей жены и узнает много интересного, оказывается, что он даже не догадывался, что прожил всю жизнь с информатором спецслужб.

Лея Иванова и Эдуард Казасян - реальные личности, и картина сделана как стандартный байопик, где сам главный герой или его родственник вспоминает прожитую жизнь. Вот только из этого байопика убрали главную составляющую – талант. Уберите из фильма «Рей» дарование Рея Чарльза, его песни, их историю рождения,  раскрытие таланта певца, то останется наркоман, в «Жизнь в розовом свете» останется больная разбитая женщина и т.д. Так вот о таланте Леи Ивановой в картине только говорят, а то, что изредка показывают талантом назвать нельзя. Картина очень насыщена событиями, в которых можно и запутаться, сюжета хватит несколько сезонов сериала. Портреты вождей и фасоны пиджаков меняются, Лея и Эдушка ссорятся и мирятся, переезжают из страны в страну, но наблюдать за этим было бы интересно дома у телевизора, но никак не в кинотеатре. Картина вполне могла бы заменить любой средненький сериал на канале «Россия 1».


Исполнительница главной роли Рая Пеева и режиссер Радослав Спасов

Михаил Мосягин


 

Рекомендуем

Борис Пастернак. Жизнь и опала
Культурные стартапы
Цветные будни и серые праздники на выставке Анастасии Кузнецовой-Руф
Обзор фестиваля OPEN LOOK 2017
Расул Гамзатов – певец Дагестана
Веселый конец света ("Тор: Рагнарёк" реж. Тайка Вайтити)
Beat Film Festival 2016. "Зигги Стардаст и пауки с Марса"
Ирина Купченко. Этой «женщине руку не протягивают». Ей аплодируют стоя
Николай Карамзин: «Где нет любви, нет и души»
Скорбные сказки («Питер Пэн и Алиса в стране чудес», реж. Бренда Чепмен)