Партнеры Живи добром

История костюма, или одежда как символ эпохи


В чем, по-вашему, сильнее всего выражены черты какого-либо времени? Конечно, это литература, архитектура, различные признанные памятники истории. Однако, когда знакомишься с прошлым через картины эпических сражений не возникает связи с собой. Кажется, будто какая-то незримая дистанция проходит, между нашим настоящим и нашим прошлым. На самом деле герои исторических хроник намного ближе современному человеку чем кажется. Обычный человеческий быт, наша ежедневная рутина, это то, что оживляет в наших глазах сухие исторические факты. Так, что в быту человека из прошлого, может быть особенно близким и понятным нам? На самом деле ответ самый очевидный, это одежда. Каждый день мы подбираем наряд, для разных целей в офис, на прогулку, в магазин. Современная мода самая свободная в истории человечества, в этом отражается суть нашего поколения, и нашей эпохи. Все это было и в прошлом, но что именно тогда отражал ежедневный наряд? Какие принципы формировала мода?


История костюма, или одежда как символ эпохи


Прежде чем ответить на этот вопрос, разумеется, важно понимать, что понятие «мода» слишком обширное, и нужно начать сначала. Зачем вообще появилась одежда? На этот счет много предположений, и самым очевидным кажется, что одежда прежде всего прикрывала наготу первобытного человека, но это не совсем так. Одежда носила скорее мистический характер, как амулеты, татуировки, то есть она должна была защитить хозяина от угрозы из вне. Древний человек владел магическим типом мировоззрения, этот факт влиял на внешний вид, любая деталь одежды становилась атрибутом ритуала. Например, древние египтяне носили Ускх – широкий воротник, символизирующий, восходящее солнце, дающее жизнь. Также неслучайны орнаменты, которыми украшались женские рубашки, например оперенье ястреба, который был символом Исиды, богини женственности и материнства. В древнем Китае форма и цвет считались также символичными, верхняя часть мужского костюма «И», обозначало мужское начало, а нижняя «Шан» была желтого цвета, считалась символом материнства. Подобное встречается во всех древних цивилизациях, поскольку люди верили в мифы и наделяли вещи, окружавшие их мистическим смыслом.

Позже полюс немного сместился и уже в античности одежда скорее выражает общественную позицию и идеологию. Древняя Греция единственная цивилизация того времени, которая почти не использовала рабский труд и относительно своих соседей была демократична. Греки придерживались культа о гармоничном человеке, что выраженно в их драпированных костюмах, сложенных из равных прямоугольных кусков ткани. Фасон греков практически не менялся, однако украшениям и волосам уделялось особое отношение, так как они могли символизировать происхождение, например длинные волосы и бороды считались признаком аристократизма. Так и в Древнем Риме одежда почти не отличалась от греческой, однако римляне отличались суровостью, воинственностью, и идеалистическим мировоззрением, поэтому самой главной частью мужской одежды считалась «тога» - длинный шерстяной плащ, это говорило о сильном гражданском достоинстве мужчины. Если же римлянин нарушит какой-либо закон его насильно лишают тоги, отбирая у него личное право. 


История костюма, или одежда как символ эпохи


До наступления позднего средневековья, моды как таковой не существовало. Люди надевали то, что носили соседи, ими двигало неосознанное желание причислиться к какой-либо группе. Но уже в XV веке в Бургундии зарождается понятие «Мода». Бургундская мода, известный период в истории костюма под названием «карнавал мод» и это далеко не случайно, ведь бургундский двор считался законодателем мод, славился своим изяществом на основе готического стиля. Платья, покрытые множеством вышивок, разнообразные множественные слои, вычурность линий, настолько сильно выделялись, что даже церковь посчитала это через чур помпезным. Даже когда герцогини и принцессы стали носить шлейфы, им отказывалось в отпущении грехов, так как церковь, мягко говоря, не поощряла новую моду. 


История костюма, или одежда как символ эпохи


Со временем мода становилась все более элитарной, фасон одежды простого человека десятками лет почти не менялся. Наряд стал укрепившейся частью церемониала и все сильнее усложнялся. Особенно это становиться заметно к XVIII веку. Это время характеризует утонченность, хрупкость, изящество, безграничную власть аристократии, которая закончилась падением абсолютизма и французской революцией. Настоящем воплощением этой эпохи является стиль рококо, воздушный, нежный, но совершенно искусственный и не жизнеспособный. Для меня рококо это символ Версаля, обособленного от реальной жизни дворца в котором празднества и роскошь достигают невиданной степени абсурда и самодурства. Праздничные и дорогие наряды надевались всего один раз, а вместо пуговиц использовались драгоценные камни. Аристократы выбирали самые роскошные ткани, тяжелый бархат, парча и тончайший шелк или кружево. Для силуэта характерны были узкие плечи, тончайшая талия и округлость бедер. Мужской костюм казался женственным из-за утонченных акцентов на талии, обязательные его атрибуты были рубашка с пышным кружевом на рукавах, жабо, жилет «вестон», кафтан «аби», узкие штаны до колена «кюлоты» и белые или цветные шелковые чулки. Женский костюм должен был превратить девушку в выбеленную фарфоровую куколку, в основу их наряда входила длинная рубашка, корсет и «фижмы» облегченный каркас для верхних юбок. Чрезмерная пышность нарядов рококо удостоилась множества карикатур, где барышня не может пройти в дверь из-за своей юбки. И конечно невозможно обойти высокие каркасные прически светских дам, которые были в среднем по 50-60 сантиметров надо лбом. Этот фасон причесок в моду ввела Мария Антуанетта последняя королева абсолютистской Франции. 


История костюма, или одежда как символ эпохи


XIX век характеризовать не так просто, ведь эта эпоха Наполеоновских войн и одновременно первых промышленных революций. Одно ясно время для людей этого времени пошло значительно быстрее, буквально каждое десятилетие-двадцатилетие что-то совершенно новое. Костюм, особенно женский постоянно менялся, например на начало XIX-го века чувствуется влияние французской революции, упрощение форм, девушки носят платья от груди из простых материалов, с достаточно узкими юбками, мода аристократов становится общей с буржуазией. Особенно выраженным был стиль Ампир, известный своей имперской строгостью. Он вошел в моду при Наполеоне, возвращая человека к античным идеалам, но не к греческим, а к воинственно римским. К середине XIX-го века под влиянием романтизма в моду возвращаются корсеты и большие кринолины, однако уже к 70-90 годам силуэт кардинально меняется. Появляются совершенно новые форму, платья напоминающие костюмы с юбками, узкие и приталенные сверху, они обтягивали низ слегка расходясь к полу. Большие шляпы сменились маленькими шляпками, а кринолины сменились подушечками-турнюрами. Так в конце XIX века человеческая цивилизация подошла к индустриализации.


История костюма, или одежда как символ эпохи


XX век, наиболее близкий нам, оказался еще быстрее и смелее в изобретении новых форм. Этот век можно буквально разобрать на отдельные десятилетия, настолько быстро менялся мир. Одним из главных символов стремительных изменений стало освобождение женщин от корсета в 10х годах и дальше модную революцию было не остановить. В это время одежду определяют общественные процессы, мировые и локальные войны, революции, актеры. Так постепенно мы возвращаемся в сегодняшний день. 



Дарья Казакова




 

Рекомендуем

Выставка арт-группы REPA «REPAспектива»
Разъяренный бык литературы. Эрнест Хемингуэй
Книга недели. «Смилла и её чувство снега»
Выставка «Лауреаты премии «Большая книга»: Фазиль Искандер и Даниил Гранин. К юбилеям писателей»
Творческий путь Игоря Бриля
Музей – это что-то среднее между храмом и диснейлендом
Фольклор с большой драматургией
"Звёзды на Байкале-2016". Видео-дневники
Фестиваль «Пространство режиссуры.» День первый
"Привет, красотка!"