Партнеры Живи добром

«Великая»: Образы Екатерины II и всего российского двора в скандальном сериале от HBO


«Великая»: Образы Екатерины II и всего российского двора в скандальном сериале от HBO


Юная принцесса, которую дома ласково звали Фике, едет в карете сквозь снежную бурю. Она завороженно глядит на русскую зиму и мечтает о будущем замужестве, знакомый образ? Да, именно этот фрагмент есть в каждом сериале о Екатерине II. 

Об Императрице Всероссийской снято много фильмов и все они до тошноты похожи, слабый император, сильная Екатерина. Среди всего этого так неожиданно было увидеть новый британско-австралийский сериал «Великая», про который я, как и многие узнала по скандальным слухам. Поначалу, к сериалу я отнеслась очень скептично и на то были причины. Сразу возникали вопросы, например, почему Петр I внезапно стал отцом Петра III, ведь он его внук. Однако спешить с выводами не стоит, присмотревшись к сериалу становится ясно, что «история» сама по себе тут не причем, есть просто условная Россия со своими исходными данными, а дальше чистая импровизация. Об этом говорят и создатели сериала, в начале каждой серии под знаком звездочка есть подпись «Эпизодически правдивая история».

И кто-то вероятно спросит: «Какой смысл в таком сериале, где, по сути, и нет никакой истории?» Да вот только мне кажется, что именно такой нетривиальный взгляд на давно устоявшиеся каноны персонажей как раз то, чего не хватало раньше. Будто бы никто не знает как в кино и сериалах рассказывают эту самую «Подлинную историю», только тут прямо говорят, события сериала - это художественный вымысел, что вероятно у кого-то и вызывает раздражение. Хотя благодаря честности и открытости «Великой» мы можем освежить представление о знакомых героях, подумать о них с непривычной стороны и с окунуться атмосферу фантасмагоричной и сюрреалистичной России. 

Сериал очень современный несмотря на то, что события, представленные нам, проходят в рамках XVIII века, а образы героев полностью отражены в костюмах. Для каждого персонажа индивидуально подбирали цветовую палитру и наряды, и это сразу бросается в глаза. 


Великая


Очевидно, что с каждым платьем или кафтаном в «Великой» работали очень детально, о чем говорит и костюмер проекта Эмма Фрайер:

«Для работы над костюмами нужны четко прописанные и сформулированные черты каждого персонажа. После этого начались поиски: я посещала художественные галереи, читала книги, смотрела на работы того времени, изучала картины, которые были написаны в ту эпоху. В процессе подготовки к сериалу мне очень помог лондонский Музей Виктории и Альберта. Ткани и материалы для костюмов мы искали повсюду — в Великобритании, Франции, Италии. Больше всего меня сводили с ума пуговицы! Только представьте, для одного мужского костюма нам нужно было 30 штук, а иногда и больше! За ними я отправлялась на блошиный рынок в Портобелло — в пятницу и субботу там можно найти людей, которые продают потрясающие пуговицы. Но стоило выбрать нужную, как оказывалось, что-либо размер не подходит, либо нет достаточного количества! А в этом проекте все детали очень важны!»

Команда сериала очень много времени проводила на блошиных рынках в поисках каких-нибудь интересный лоскутков ткани, винтажных кружев, и вышивок, хотя по большей части для костюмов использовались мебельные ткани. Приходилось даже координировать работу с оператором, что бы ткани правильно отражали свет софитов. 


Екатерина


Безусловно, один из центральных образов в сериале это Екатерина, в исполнении Эль Фэннинг. На то, что бы собрать ей гардероб ушло больше всего сил и времени, еще бы, она ведь императрица! Хотя дело не только в этом. Сценаристы изначально задумывали через наряды Екатерины показать, ее развитие по ходу сюжета. В самом начале мы видим, как совсем наивная принцесса попадает в Россию. Волосы простодушно распущены и только передние пряди убраны назад в маленький хвостик, на ней простое голубое платье. В голубом как правило Екатерина появляется, когда мечтает, для нее, вероятно, этот цвет означает наивность, простоту, добродушие. В таких платьях она впервые предстает перед Петром, робко планирует переворот, размышляет о возможном величие России и идеях французских философов. 


Екатерина


В какой-то момент голубой уходит на второй план уступая место светло-розовому, желтому, зеленому. Зеленый и желтый также не случайны. К примеру, в 6 серии Екатерина понимает, что не готова к правлению и рушатся все ее планы по смене власти, она одета в светло-салатовое платье без рисунков, цветочков и пуговок будто все потеряло смысл. А в желтом платье императрица предстает перед нами, во время скандала с Петром по поводу бесконечной войны со шведами. Когда же Екатерина одета в розовых тонах, это часто свидетельствует о ее решимости. Например, придя на бал с придворными Императрица вдобавок к розовому платью надела еще и алые перья, для нее этот бал был своеобразным преодолением себя. Ну и конечно финальное платье Екатерины ярко малиновое, почти фуксия свидетельствует о готовности к конкретным действиям. Символично, что она надевает его и решает устроить переворот в свой день рожденье. Именно это платье цвета фуксии сначала скрыто черным, будто мрачная тайна о том, что она должна убить Петра.


Екатерина


Непросто так были подобраны и спальные халаты императрицы. Они стали +единым решением для расслабленных сцен, ведь если с мужчинами все легко снял кафтан и уже новый костюм, то у дам все намного сложнее, ведь платья XVIII века приходилось снимать слой за слоем. В сериале у Императрицы целая коллекция таких халатов, в них она представлена с другой стороны, ослабленной, и нежной, в это время ее не стесняет корсет и правила придворной жизни.


Екатерина


Значительное место занимают общие сцены, на которых образ Екатерины всегда контрастирует с остальными персонажами. Этот прием отлично работает во время танца с придворными дамами. Императрица хоть и пытается расположить их к себе, но на их фоне она выглядит слишком искренней. Ее платье выполнено в пастельных тонах, прическа аккуратно собрана по моде той эпохи, что было яркой противоположностью вульгарным образам партнерш.


Придворные

Екатерина

 

Многим вероятно было бы интересно насколько гардероб «Великой» соответствует действительности. Несмотря на то, что сериал не старался воплотить подлинность нарядов Екатерины, с некоторыми фактами есть интересные переклички, например Лео и его возлюбленная Императрица всегда одеты так что их наряды подходят друг к другу. Случайность? Возможно, но это напоминает о указе императрицы от 1782 года о том, что мужчины и женщины должны являться ко двору в одинаковых по цвету одеждах в соответствии с их губернией. Однако это лишь совпадение, думаю истинная причина схожести их костюмов в том, что они влюблены и в какой-то мере отражают характеры друг друга. А вот что действительно интересно, в сериале Екатерина никогда не носит тяжелых украшений, ее прически в меру украшены, а платья достаточно скромны по сравнению с придворными дамами. Вообще Императрица действительно находила чрезмерную пышность нарядов вульгарным. В своем указе «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору» рекомендуется соблюдать простоту и умеренность в одежде. Однако финальное платье настоящая Екатерина никогда бы не надела на переворот. В тот день она была в мундире лейб-гвардии не только потому что это удобно, но еще и потому что форма - это символ силы, это находило отклик среди солдат которые поддерживали ее. Более того, настолько яркий розовый цвет не мог существовать в XVIII, ведь тогда для окраски ткани использовались в основном натуральные красители, которые давали более пастельные тона. 


Великая


Вторым, но не менее ярким из основных героев был Петр в исполнении Николаса Холта, знакомого нам по роли в фильме «Фаворитка». Его Петр это что-то совершенно новое для российского зрителя, ведь он не пытается давить на жалость, а наоборот непредсказуем, и достаточно жесток. Местный Петр словно сатана на дьявольском балу, никогда не знаешь, что ему придет в голову. Однако, все же проникаешься к нему, особенно когда понимаешь, что он не злой, а просто искренне верит в то, что все делает правильно. 


Великая


Стиль Императора Всероссийского костюмеры воплотили с оглядкой на его характер, об этом Эмма Фрайер рассказала в одном из своих интервью: «Когда я думала о гардеробе этого персонажа, то в голову приходили референсы из мира панка и рока. Он бунтарь, немного в духе Versace. Мы добавляли в его костюмы анималистичные принты, мех, смешивали их с кожаными брюками в оттенках бронзы и золота, в которых он часто появляется в сериале. Словом, мы повеселились на славу».

И действительно в 4-5 сериях «Великой» на Петре ярко-розовый шарфик с леопардовым принтом, в 6 он появляется в леопардовом кафтане, а в 9 серии на нем брюки металлического цвета. Еще одной неожиданной деталью его гардероба в сериале стало жемчужное ожерелье его матери, которое подчеркивает инфантильность характера персонажа. 


Великая


Очевидно, в сериале будто присутствует какой-то свой язык оттенков и форм, даже образы второстепенных героев продуманны детально. Если мы поближе посмотрим на Мериэл, служанку Екатерины то только убедимся в этом. Раньше она была придворной дамой, это подчеркивается мало заметной деталью: на груди она носит подвеску, напоминающую о прежней жизни. Из всех действующих персонажей ее одну одели на русский манер: золотые оттенки, юбки с тяжелым орнаментом, головные платки и фиолетовая курточка, напоминающая телогрею. Сложными узорами и золотыми нитями зачастую украшены и наряды Елизаветы, тетушки Петра. Она также непредсказуема, как и сам Петр, однако прячет за своими странностями, очень серьезную сторону личности, о чем в сериале неоднократно намекают. У меня даже есть предположение, что золотые оттенки в сериале нужны, чтобы подчеркнуть русскость в персонажах. Украшениям Елизаветы команда сериала уделила особое внимание: безумные головные уборы, птицы, бабочки и прочие насекомые в ее волосах были созданы вручную. 


Великая


Елизавета


Очень интересно используются фиолетовые и красные палитры, особенно противоречив фиолетовый. В сериале он говорит о чрезмерности и вульгарности, примером тому служат образы придворных дам. 

Целыми днями эти девушки ведут разговоры о любовниках, танцуют, смеются, и даже иногда делятся очень забавными советами, как например одна из придворных дам советовала другой добавить в ее крем для лица каплю крови прислуги для румянца. 

Когда мы впервые встречаемся с этими дамами, на них парики, которые они носили как шляпки. Достаточно забавно получилось, ведь тогда в плане моды все смотрели в сторону Франции, и иногда очередные трендовые новинки могли доходить в искаженном формате. Ведь никаких телефонов или экспресс-почты не существовало, даже очень важные письма и документы могли доставляться несколько месяцев. 


Свенская и Дымова


Красный цвет платьев подчеркивает роковую стороны персонажей, примером тому стала Георгина Дымова, любовница Петра. Она приверженец порядков Императора. Бесшабашность Петра ей на руку, ведь это обеспечивает ее положение и содержание. В сериале приводится неочевидная параллель между Екатериной и Георгиной, так как обе они стремятся утвердить свое место во дворце. Это проявляется не только в ряде диалогов между ними, но и в их костюмах. И у Императрицы, и у Дымовой есть одинаковый наряд, состоящий из юбки, рубашки и пояса, разница лишь в цвете, в первом случае это голубой, а во втором красный. Этот небольшой факт подчеркивает различие между ними. 


Дымова


Примерно в таких красках перед нами предстала «Великая». Очевидно, у проекта не было цели дотошно повторить придворный гардероб, хотя большинство решений удачно совпало. 

Наряды персонажей в сериале не просто выступает предметом одежды, а подчеркивают яркие черты личности героев и раскрывает их тайные стороны. Кроме того, в театре и кино костюм всегда выступал средством художественной выразительности, и сериалы не являются исключением из этого правила. 

Весь исторический антураж в «Великой» с налетом новизны, поэтому не нужно искать тут каких-то четких опорных, привычных фактов, этого не будет. Но сериал достоин внимания, благодаря этой событийной размытости, можно просто наслаждаться прекрасной и увлекательной игрой актеров, которые, по сути, являются новыми самостоятельными персонажами без оглядки на прошлое. 




Дарья Казакова



 

Рекомендуем

«Дом, который построил Ингимундур» («Белый, белый день» реж. Хлинюр Палмасон)
«Молодые и страстные» или творческий бунт на Воздвиженке 10
Эльдар Рязанов: «Я уже все сказал. Читайте мои книги!»
Тот самый Леонид Ярмольник
Приключенческий мир Рафаэля Сабатини
Путешествие по воспоминаниям. Премьера нового спектакля Евгения Гришковца «Предисловие к роману»
ART в шоке. Как изменилось искусство за последние 100 лет
Кино. Премьера. "Сила воли"
Как родилась «свобода» Айседоры Дункан
В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)