Партнеры Живи добром

Балкон, который мы заслужили


Если когда-то серенады пели под балконом, то сейчас они звучат на нем. Новая реальность началась с “балконных” песен и концертов обычных граждан, вынужденных соблюдать самоизоляцию. Затем мы поддерживали врачей, аплодируя им. Теперь настало время творчества. История развивается по спирали: мы вернулись к серенадам, только в новом формате.



“Театральный фестиваль Balkon превращает балконы старинных особняков в театральные сцены, а маленькие уютные дворики - в зрительный зал.”

Создатели проекта планируют разнообразить прогулки граждан спектаклями, небольшими постановками, стихами. Театр за пределами четырех стен обретает новую визуализацию. Александра Филиппенко, одна из создателей проекта, рассказала, как родилась идея такого необычного фестиваля.

“ Изначально мы планировали за два дня показать восемь совершенно разных театральных школ на самых красивых балконах Москвы. На балконах поменьше были запланированы выступления артистов с небольшими произведениями, выбранные ими. Мы не диктовали, что хотим услышать.”

Одна из интересных и отличающих от классических театральных постановок особенностей фестиваля - возможность для зрителя познакомиться со всеми существующими актерскими школами, режиссерскими подходами. 



Однако проект не ставит перед собой задачи серьезного теоретизирования зрителя. Вся теоретическая часть - рассказы о режиссёрах, театральных направлениях - размещена на страницах социальных сетей фестиваля. Первоначальная задача, по словам Александры, заключалась в другом: “Balkon.fest - это возможность для зрителя чувственно выбрать, “нащупать” театральную школу, которая ему симпатизирует”.

Главное новшество фестиваля - сцена. До недавнего времени никто и не рассматривал балкон, как театральную площадку.

“Обычно, чтобы посмотреть спектакль надо зайти в этот “черный кабинет”, где расставлены декорации, все официально рассаживаются и так далее. Мы же хотели вывести театр к зрителю. Таким образом, кто угодно и совершенно бесплатно мог бы посмотреть спектакль. Мы верим, что театральное искусство дает нам возможность взглянуть вверх, в космос, поэтому и расположили актеров на балконах”, - объясняет Александра.

Несмотря на вынужденный перенос начала фестиваля, зрители могут уже сейчас стать его участниками. Открыв Instagram, мы можем послушать “Море” Бориса Рыжего в исполнении Ирины Горбачевой, отрывок из спектакля (несостоявшегося в апреле) “Идеальная пара” голосами Александра Филиппенко и Саши Филипенко, вновь актуальные “Идеалы” Эрдмана и Розовского, рассказанные Максимом Виторганом. Организаторы решили разделить проект на два акта. Однако эти два акта - онлайн и оффлайн - связаны между собой концептуально, как первый и второй акт спектакля.



Александр Филиппенко, актер и участник Balkon.fest, рассказывает в Facebook, как проходили съемки в период социальной дистанции и самоизоляции.

“Впервые снимался в условиях карантина, когда оператор балансировал на стремянке в 4-х метрах от меня, благоухающий хлоркой звукорежиссёр надевал мне проспиртованную петличку чуть ли не в защитном костюме, а вместо привычного крана с камерой летал квадрокоптер.”

С организаторской точки зрения все тоже было непривычно. 

“Сложностей было много”,- признается Александра: “ Когда снимаешь на природе - это непредсказуемо, когда снимаешь с квадрокоптера - это вдвойне непредсказуемо, а мы снимали еще и во время пандемии. Продумывалось все - начиная планированием съемок, заканчивая стерилизацией петличек. Все оговаривалось заранее, ведь для каждого балкона был придуман свой сценарий.”



Для актеров это тоже совершенно новый формат работы. Как говорит Александра, “для каждого человека дом - это особое пространство, а для актеров дом часто является еще и убежищем, где им не нужно больше играть”. Но, несмотря на это, артисты были открыты для такого необычного предложения, за что организаторы проекта им  очень благодарны. 



Пока что локация проекта - балконы Москвы, но команда создателей планирует расширить границы. 

“Первая моя мечта - это Петербург. У нас в стране множество прекрасных городов, театральных вузов. Поэтому хочется расширяться дальше. Возможно даже и зарубеж. Ведь, если год назад только мы думали о балконе как о сцене, то сегодня балкон - это символ весны 2020 для артистов во всем мире”



Когда пандемия закончится, любой житель столицы сможет поучаствовать в опен-эйр фестивале. Достаточно будет зарегистрироваться на сайте Balkon.fest и наслаждаться театром совершенно бесплатно. Александра Филиппенко и ее команда доказывает, что театр - это не прошлое, которое можно сдать в архив. “Только если человек попадет в лично для него “правильный” театр, увидит лично для него “правильного” режиссера, он сможет выделить театру часть своей души, своей жизни.”



Маргарита Карпюк 



 

Рекомендуем

Без чего не обойтись этим летом
Такой скрытный Патрик Зюскинд
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Заметки на полях («О бесконечности», реж. Рой Андерссон)
«Дождливый день в Нью-Йорке» как один из способов ненадолго оказаться в Манхэттене
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Цвет эпохи: заметки к юбилею цветной фотографии
Орест Кипренский - «любимец моды легкокрылой»
Интервью с Бориславом Струлёвым
Живопись — предельно конкретное искусство