Партнеры Живи добром

Неугасающий «Огонек»

 

В 2014 году старейший российский журнал «Огонек» отметил свое 115-летие. Трудно себе представить издание, которое бы оставалось неизменно популярным среди населения в течение такого количества времени. Создатели еженедельника, талантливые журналисты, фотографы, редакторы сумели пронести через десятилетия фирменный стиль журнала, который привлекает широкую массу читателей. В чем же заключается секрет долголетия «Огонька»?

огонек 6.jpg

Первый номер журнала датируется 1899 годом. Он представлял собой литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую издавал Станислав Проппер в Северной столице.

В самом первом «Огоньке» были опубликованы: рецензия на комедию Д. Боборыкина «Накипь», поставленная в Александринском театре, сообщение о демонстрации усовершенствованного телефонного аппарата в Парижской академии наук и освящении нового здания народной библиотеки-читальни им. Пушкина, и даже статья о роли экспертов в правосудии. Выпуск был украшен картинками и носил название «Иллюстрированное обозрение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств».

огонек2.jpg

Создатели «Огонька» сразу поставили перед собой амбициозную задачу сделать не просто приложение к газете, но журнал, в котором можно прочитать статью на любую интересную тему. К тому же, стоимость «Огонька» на 1917 год составляла 20 копеек, и он быстро раскупался.

Обложка первого номера еженедельника за 1917 год представляла собой рисунок художника И. Владимирова, с изображением уборки хлеба в районе неприятельского обстрела.

Выпуск насчитывал уже 20 страниц, которые полностью были заняты рассказами, сказками, переводами песен английских моряков, кроме того, включали большое количество рекламы – от бухгалтерских курсов и книг до кремов и услуг по предсказанию будущего.

огонек 5.jpg

Например, интересным выглядит объявление о чудодейственном «Самообладателе» – индийском приборе, помогающем преодолеть застенчивость, страх и приобрести власть над собой и другими. Однако самым главным стала смена статуса «Огонька» – он больше не является приложением к газете, а представляет собой самостоятельный «Еженедельный художественно-литературный журнал».

С начала века тираж самого популярного журнала составлял 120 тысяч экземпляров. С ним сотрудничали известные писатели и иллюстраторы: например, в том же 1917 году в еженедельнике был опубликован рассказ «Кузьма Плошка» за авторством Петра Гнедича.

В 1918 году выпуск журнала был прекращен в связи с революционными потрясениями в стране, а спустя пять лет «Огонек» появился в Москве. Его главным редактором стал Михаил Кольцов, публицист, работающий в жанре политического фельетона, который впоследствии занимал такой же пост в журнале «Крокодил». Он также являлся инициатором создания совместного романа «Большие пожары» о таинственных возгораниях в придуманном советском городе.

кольцов.jpg

Произведение печатали по одной главе в каждом номере, однако издать роман в одной книге стало возможным только в 2009 году. Период времени, когда журналом руководил Кольцов, считают основополагающим для его дальнейшего развития как серьезного, качественного издания, которому присущи не только грамотный стиль изложения и стремление освещать насущные вопросы общества, но и оригинальные фотоматериалы и интересные рубрики. 

Впрочем, до 1940 года «Огонек», по сути, еженедельником не являлся – печаталось 36 номеров в год, однако затем он по праву стал еженедельным журналом, выходящим по понедельникам. Тираж рос большими темпами: за два года с момента возобновления деятельности журнала он достиг 500 тысяч копий. В советское время журнал выпускался издательством «Правда». 

В 1938 году, в связи с репрессиями в отношении Кольцова, главным редактором на недолгое время стал Евгений Петров, писатель, журналист, сотрудничавший с Ильей Ильфом. Спустя семь лет его сменяет поэт Алексей Сурков, с приходом которого нововведением стало решение размещать на обложке изображения известных советских граждан – от космонавтов до артистов.

ильф и петров 2.jpg

«Огонек» военных лет – это выпуски со строгими рубриками «Люди и события», «Дневник войны», «За рубежом» и другими, задача которых – поднять боевой дух военных и сплотить население перед общим врагом. Даже в таких тяжелых условиях в журнале находится местечко для юмора – периодически в нем появляются карикатуры на фашистских военачальников.

После войны пост главного редактора переходит к поэту и публицисту Анатолию Софронову, известному по военным песням и водевильным пьесам. Деятельность Софронова как главного редактора «Огонька» оценивается его коллегами по литературному цеху противоречиво, тем не менее, популярность журнала только растет.

В тридцать пятый номер «Огонька» за 1955 год включены темы про атомную энергетику, посещение Москвы иностранными делегатами, рассказ «Переходный возраст», репортажи про Вьетнам и Индию, книжный обзор и кроссворд. В первый номер за январь 1970 года – статья «Где рождается утро» про северные морские границы СССР, интервью с тремя людьми, прошедшими Великую Отечественную войну, о том, как они встретили 1945 год, блиц-опрос спортсменов, рассказ «Антиквары».

огонек 11.jpg

Все это сопровождается замечательными красочными фотографиями. Каждый номер журнала передается из рук в руки, читается по нескольку раз, а понравившиеся фотографии вырезаются на память.

Отдельно стоит отметить, что с 1925 по 1991 годы продавались книги из «Библиотеки Огонька», которые включали в себя публикации известнейших произведений знаменитых писателей.

В годы перестройки и 90-е годы у «Огонька» сменились три главных редактора – Виталий Коротич, Лев Гущин и Владимир Чернов. Они приложили максимум усилий, чтобы журнал выжил в непростых условиях переходной экономики и продолжил радовать своих читателей новыми выпусками.  

огонек1.jpg

После перипетий, связанных со сменой издательского дома, главным редактором был назначен Виктор Лошак, а в 2012 году его место занял журналист Сергей Агафонов. По мнению Лошака, «Огонек» – общероссийский символ, и необходимо соблюдать баланс между сохранением аутентичности журнала и стремлением к новизне.

Впрочем, читатели могут наблюдать, что нынешнему составу журналистов, писателей, редакторов и фотографов, работающих над каждым выпуском, это вполне удается. Журнал читают люди разного образования, профессий, увлечений, но каждый из них находит для себя что-то новое и интересное. В свою очередь, команда журнала готова совершенствовать «Огонек» и поддерживать его многолетнюю репутацию.

 

Екатерина Постная

  


 

Рекомендуем

А неведома зверушка («Агнец», реж. Вальдимар Йоханссон)
Осенние открытия в ЦДМ на Лубянке: ротиссерия Chicken Chick, кафе From Rome to Home, студия красоты Next Generation Beauty
Неизвестный Борис Лавренев
Пэн. Свежий взгляд на старую классику
Прогулка по Берлину
Тайны Собора Парижской Богоматери
Cartier — изыски, созданные для Богов
Вечер «Я, конечно, вернусь...» к 80-летию Владимира Высоцкого
Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»
Герман Гессе: «Я все-таки родился волшебником»