Партнеры Живи добром

"Мсье Анри" из "Мулен Руж"

                                                                       
   «Все будет правильно, на этом построен мир» 
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Наша жизнь - череда случайностей и совпадений, радостных или печальных, а порой даже трагических. Но все это в конечном итоге ведет туда, где мы должны быть, где мы сможем светить подобно бриллианту, пусть даже находящемуся в грязи. И этот рассказ будет посвящен судьбе и творчеству человека, которому была уготована прекрасная жизнь в высшем обществе Франции, но, чтобы засиять, она потребовала от него спуститься на самое дно.
В ноябрьскую ночь 1864 года родился Граф Анри́ Мари́ Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́. В знаменитом графском роде Тулуз-Лотреков появился наследник. С раннего детства юный Анри получал прекрасное образование, отлично разбирался в лошадях и принимал участие с отцом в соколиных охотах. Анри рос в любви, он был желанным ребенком, и на него возлагались большие надежды. Но едва ли его семью можно было назвать счастливой: пылкий темперамент отца никак не совпадал с желанием спокойной жизни матери. Важно отметить, что мама для маленького графа была самым значимым и близким человеком на протяжении всей его жизни. 
Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет работы Джованни Болдини
  
Несмотря на разлад, в свете семья старалась держаться вместе, и создавалась картинка внешнего благополучия. Отец для Анри был примером. Стать таким же ловким, сильным, таким же замечательным наездником, как отец – вот о чем мечтал «маленькое сокровище». Уверена, он мог бы стать достойным представителем своей громкой фамилии, если бы не та самая трагическая случайность, ставшая первой в череде событий, которые никак не вписывались в сценарий его жизни. В 14 лет Анри Тулуз-Лотрек, неудачно встав с маленького стульчика, ломает ногу и оказывается на какое-то время прикованным к постели.
Именно в этот момент он стал больше времени уделять рисованию, чаще всего темой его рисунков становились лошади. Со дня травмы прошло около полутора лет, Анри практически оправился, но вновь в его жизни случился крутой поворот, на прогулке он оступился и упал в неглубокий овраг. И эта, на первый взгляд, нелепость, превратила веселого и жизнерадостного юношу в калеку. Совокупность травм остановила развитие нижних конечностей, в то время как верхняя часть росла, в соответствии с возрастом. И вот, казалось бы, такой прозрачный сценарий жизни был зачеркнут, будущее для Анри Тулуз-Лотрека оказалось туманным...
Шло время, беспощадно превращая "маленькое сокровище" семьи в урода, лишенного радости. Анри был близок к отчаянию, и только глаза оставались такими же лучистыми, полными жажды жизни. Благодаря невероятной силе духа, он продолжал оставаться человеком действия, а делать он мог только одно: рисовать, рисовать и рисовать, не зная усталости и не оставляя времени на то, чтобы себя пожалеть
Жалость была неприемлема для наследника великого рода. Главной темой его работ по-прежнему были лошади и, что немаловажно, их движение. Лотрек рисовал все то, что так привлекало его и чего теперь он был лишен навеки.
После сдачи экзаменов Анри с матерью отправляется в Париж, где встречает своего первого учителя - глухонемого художника Рене Пренсто. Наставник все больше времени проводит в его мастерской, между ними возникает особая привязанность, сродни той, что существует между отцом и сыном. Именно любви отца не хватало Анри в этот сложный период, а граф Альфонс Тулуз-Лотрек больше не видел в сыне своего приемника, он стал для него простым калекой.
Анри Лотрек очень любил цирк. Пожалуй, можно сказать, он любил все, что отвлекало его от обыденной жизни: буйство красок и света, ощущение вечного праздника, позволяющего забыть о бытовых проблемах, карнавал, в котором все веселы и беззаботны, а истинное лицо всегда скрыто под маской. Это стало его страстью и его спасением. В живописи у Анри появилась одна характерная черта: он очень тонко высмеивал пороки своих натурщиков, будто обнажая то, что скрывалось за пафосным образом.
Твердо решив сделать живопись делом своей жизни, Анри Тулуз-Лотрек поступает в Академию художеств Леона Бонна. Там не все шло гладко, приходилось выдерживать критику мастера, но это только добавляло азарта Анри. Не колеблясь, стирал он неверную работу и начинал новую. Он любил яркие краски. Но под влиянием Бонна палитра Анри мрачнеет. Этюды становятся безликими, сухими – в духе его учителя. Но собственный почерк берет свое, и вдали от мастерского Бонна палитра Анри светлеет.
Жизнь Анри Тулуз-Лотрека неразрывно связана с местом под названием Монмартр. Художник был свидетелем того, как из провинциального пригорода он превращается в центр богемной жизни Парижа. Но кто скрывался под ликом богемы? Гулящие женщины, бездельники, алкоголики, желающие забыться, склонившись над бокалом вина. Здесь каждый, в какой-то степени, был уродом не физически, так морально. В этом обществе Анри чувствовал себя гораздо комфортнее, чем на светских приемах своего круга. 
Монмартр на картинах Анри
У Анри была удивительная черта - он научился находить прекрасное в безобразном и ловко отражал это в своих полотнах. Как говорил сам Тулуз-Лотрек: " Я старался изобразить правду, а не идеал, возможно, это и порочно, но я не опускаю ни одной бородавки, мне нравится украшать их вьющимися волосками, закруглять их и привлекать к ним внимание ".
Ему было неинтересно изображать внешний лоск, Анри пытался сорвать маски, а в таком месте, как Монмартр, сделать это было значительно проще, так как обитали там, в основном, падшие люди, которым нечего было терять, а значит и скрывать что-либо было бессмысленно. Со временем Монмартр окончательно поглотил юного художника, и в 20 лет он решает там поселиться. Один за одним в этом районе открываются кабаре и другие увеселительные заведения, постепенно сюда начинает съезжаться весь Париж: актеры, художники, музыканты и т. Д. В постоянном вихре карнавала Лотреку не оставалось ничего другого, кроме как стать наблюдателем всего этого красочного действия. Не выпуская из рук карандаша, он постоянно наблюдал, рисовал и пил. Как говорил сам Анри: «Пил немного, но часто».
Спустя время, в жизни Анри Тулуз Лотрека появляется человек по имени Винсент, способный понять его как никто другой. За свои 33 года он знал и унижение, и лишения, подобно Анри, он нашел свое спасение в живописи, его резкая манера письма, характерность и экспрессивность картин, не могли не привлекать Лотрека. Для него он был родственной душой, для нас же стал ярким представителем постимпрессионизма известным под именем Винсент Ван Гог. Но все же в живописи были между ними отличия, которые невероятно точно описал Анри Перрюшо: "Картины Ван Гога – откровение, картины Лотрека – познание. Ван Гог – сама сердечность, Лотрек – сама трезвость. Они, казалось, жили на разных полюсах, однако оба горели одинаковым огнем – только Винсент более неистовым, напоминавшим извержение вулкана с кипящей лавой, а Лотрек менее ярким, но таким же мощным и испепеляющим, ибо у обоих этот огонь разжигался отчаянием".
Впервые широкой публике произведения Лотрека предстали именно благодаря Ван Гогу, который нашел ресторан и, договорившись с хозяином, устроил выставку работ Анри, своих, а также их общих друзей. Но, увы, работы художников не вдохновили местную публику и вскоре были сняты. 
"Танец в Мулен Руж"
  
А дальше понеслась жизнь, полная мимолетных увлечений, многочисленных картин и, конечно же, алкоголя. Она развела Ван Гога и Лотрека, но от этого их судьбы не стали менее похожи. Вскоре Винсент угодил в клинику для душевнобольных, а Тулуз Лотрек увлекся рыжеволосой Розой, которая наградила его еще одной проблемой под названием сифилис. Эта болезнь, как известно, разъедает организм изнутри, и Анри прекрасно понимал, что, возможно, его ждет такая же участь, как и его друга.
Вот мы и дошли до того момента, когда в жизни Анри Тулуз-Лотрека, Парижа, да и всего мира появилось место известное под названием "Мулен Руж". В этом кабаре сочеталось все, что так нравилось Анри. Не было ни одного вечера, чтобы его маленькая фигура не появилась в этом зале, позже у него был даже собственный столик. А в холле этого заведения висела его картина "В цирке Фернандо: наездница". Через некоторое время рядом с ней стала красоваться еще одна работа мастера "Танец в Мулен Руж". И именно благодаря этому месту, однажды Анри Тулуз-Лотрек проснулся знаменитым. 
"В цирке Фернандо: наездница"
  
От владельцев этого заведения поступило предложение нарисовать афишу для "Мулен Руж", и Анри охотно принял его. С большим энтузиазмом он начал новую работу. На первом плане он изобразил Валентина, а прямо за ним Ла Гулю, танцовщицу, которая не раз становилась центральной персоной его работ. Публику было решено изобразить в виде серой массы. С помощью этого контраста, залитая светом, главная героиня становилась еще более выразительной. Являясь олицетворением головокружительного танца, от нее невозможно было оторвать глаз. Афиша была нарисована с необычайной легкостью и остротой, свойственной Лотреку. Но за мнимой легкостью скрывался большой труд. Он рисовал повсюду, создавая эскиз за эскизом. Когда афишу расклеили на улицах Парижа, она вызвала неподдельный интерес у горожан. Так Анри Тулуз-Лотрек стал известен широкой публике. 
реклама Мулен Руж
  
Мало кто знает, что необычным увлечением Лотрека была хирургия. Он обожал присутствовать на операциях, с интересом наблюдая, как хирург виртуозно разрезает плоть больного. Нет, у него не было садистских наклонностей, просто в этом ремесле можно было найти близкие Анри мотивы: он так же беспощадно вскрывал людские души на холсте, но, к сожалению, не ведал одного - как эти души исцелить.
Мастерство Анри становилось все совершенней, его уже можно было назвать художником с именем. Но, несмотря на то, что в профессиональном плане он рос, жизнь его опускала все ниже и ниже. Дошло все до того, что он практически поселился в борделе, где не было никаких запретов и ограничений, лишь голая правда жизни в прямом и переносном смысле этого слова. Он не был ни наследником аристократов, ни талантливым художником, этот мир был лишен титулов и званий, здесь всё было максимально примитивно и Лотрека все знали всего лишь, как "мсье Анри".
В этот момент мать принимает последнюю попытку спасти сына. Графиня даже перебирается в Париж, но ее усилия тщетны. Анри испытывает ту же любовь и уважение к матери, но они больше не понимают друг друга, теперь это люди из разных миров.
Один день Лотрека напоминал другой, он до поздна засиживался в баре, очень мало спал и очень много работал. Но время и образ жизни делали свое дело, все чаще Анри брался за стакан и все реже за кисть.
Он словно угасал вместе со славой Монмартра. Звезды кабаре некогда так ярко сиявшие, потухли, жизнь в борделе была изучена вдоль и поперек, что же далее пока было не ясно... В поиске нового источника вдохновения, Анри решает путешествовать. Побывав на юге Африки, он возвращается в Мальром - забытый уголок детства.
Художник продолжает принимать участие в выставках, но ни его работы, ни похвалы, ни критика не приносят ему былой радости и азарта. Друзья напрасно пытаются вытащить его из калейдоскопа кабаков, алкоголя, распутных женщин. Его выходки становились все более провокационными, высказывания - резкими, а поведение - непредсказуемым. В нем все реже можно было узнать прежнего Лотрека, который превосходно владел собой, так заразительно мог смеяться и у которого, несмотря ни на что, в глазах была непреодолимая жажда жизни.
Цель, с которой он начал писать, не оправдала себя. Анри думал, что искусство станет его спасением, ему удастся обмануть судьбу и стать значимым человеком, не смотря на свой недостаток. Но и здесь его ждало разочарование, по крайней мере, он так считал. Ведь мы не способны по достоинству оценить свои творения. Предполагал ли он, что его имя останется жить в веках? Конечно же, нет. Не найдя выхода, он просто летел в пропасть. 
картина "Похмелье"
  
Исход был предсказуем, он медленно, но верно сходит с ума, его одолевают страхи, потом галлюцинации… Начинается обратный отсчет!
В итоге Анри оказывается заложником в больнице для умалишённых. Придя в себя, он решает, во что бы то ни стало, обрести потерянную свободу. Лотрек практически перестает пить и вновь берется за работу, превратив свою палату в мастерскую. И ему удается добиться поставленной цели. Анри прекрасно понимает, какие последствия ждут его, вернись он к прежнему образу жизни. Но ни алкоголь и ни болезнь сгубили Лотрека, он сам сознательно стал топить себя. Все ему стало безразлично, мир потерял прежние краски. Чисто теоретически он был еще жив, но духовно давно мертв. На тот момент ему было 35 лет, и в таком состоянии он пребывал еще два года.
Перед смертью Лотрек в последний раз приехал в Париж. Навел порядок в своей мастерской, поставил подпись на всех картинах и навсегда закрыл туда дверь.
Когда Анри хватил удар, графиня привезла т его в Мальром. У постели больного собралась вся семья. В ту тяжелую ночь, когда сердце Анри Тулуз Лотрека остановилось, как и в ночь его рождения, над Мальромом разразилась гроза.
Так закончился путь, длиною в 37 лет. Путь от "маленького сокровища" до уродца семьи, от наследника графа до обитателя Монмартра, от улыбчивого Анри до разочаровавшегося в жизни человека. Наверное, на первый взгляд эта судьба выглядит уж совсем трагичной, но нельзя отрицать того, что сам того не зная, он добился поставленной цели и стал ярким представителей своей династии.
«Diex lo volt» – такова воля Божья – гласит девиз родового герба Тулуз-Лотреков. И этим все сказано! 

 
Валерия Ходакова



 

Рекомендуем

Презентация-дискуссия «Книга и выставка в эпоху перемен»
По моде. AW 2017 COVERME by Olga Pl?nkina
Крёстный отец Голливуда: 12 подвигов Роберта де Ниро
Ив Сен-Лоран: «Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству»
Лингвист и просто человек
Николай Рубинштейн – любили, превозносили, но всё-таки забыли
Чулпан Хаматова: актриса и благодетель
Кино. Лучшие роли Джулии Ормонд
Авангардное путешествие к истокам: спектакль «Священный полет цветов» в конно-драматическом театре «ВелесО»
Судьба свела нас неслучайно («Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”» реж. Дрю Годдард)