Партнеры Живи добром

Ван Дейк - «Красота индивидуальности»


XVII столетие стало одним из самых важных и плодотворных периодов в европейской художественной культуре.Неспокойный век буржуазных революций и зарождения капитализма требовал нового человека - энергичного, предприимчивого, ловкого на дела и мысли; век борьбы и противоречий сформировал особый художественный принцип - барокко, в котором отражалось дыхание эпохи.


Фландрия, отделившаяся от Нидерландов в результате непринятия буржуазной революции - становится крупным центром развития европейской культуры. Формируется самобытная фламандская художественная школа, давшая миру таких мастеров как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, Браувер и др.


Крупнейшим представителем Антверпенской школы был Антонис Ван Дейк (22 марта 1599 - 1641) - ученик и помощник Питера Пауля Рубенса. Будучи выходцем из слоев буржуазии, Ван Дейк стремился отойти от демократических традиций национальной живописи, внося в свои произведения аристократические образы, при этом, не лишая их глубины реализма.


Антонис Ван Дейк


Получив художественное образование у живописца Ван Балена, двенадцатилетний Ван Дейк приходит учиться в мастерскую Рубенса. Вскоре он становится его помощником в выполнении некоторых заказов. В это время Ван Дейк пишет картины на мифологические и Библейские сюжеты. Испытывая определенное влияние своих учителей - он, тем не менее, уже обладал индивидуальностью настоящего живописца. Даже мифологические сюжеты приобретают у него естественные контуры жизни. Однако, наиболее полно он раскрыл свои способности в портретной живописи. Ван Дейк стал новатором в области портрета, создав свой неповторимый жанр - идеализированный парадный портрет.  


Своеобразие портретов Ван Дейка в том, что он стремился возвысить личность над действительностью, создать идеализированный образ человека. Но эта идеализация не проявляется на поверхности полотен художника - он закладывает ее вглубь образа, оставляя лишь ощущение внутреннего идеала и красоты личности. Каждый портрет, созданный мастером невероятно точно и содержательно изображает личность незаурядную, внутренне облагороженную и приподнятую. 

Если ранние работы Ван Дейка («Семейный портрет», 1618(20); портрет Корнелиса ван дер Геста) еще опираются на фламандские живописные традиции - то после 1620 года, когда художник пребывает в Англии и Италии- в его портретах проявляются принципы парадного аристократического портрета. В портрете кардинала Гвидо Бентивольо  (1623) ученый и дипломат изображен в представительной позе на фоне красных тканей и в красной одежде. Парадность и изысканность образа переданы художником как цветом, так и композицией.


Несмотря на внешне подчеркнутую строгость образа, Ван Дейк раскрывает и внутреннюю сущность личности - на задумчивое, одухотворенное лицо дипломата падает тусклый свет, выражающий напряженную работу; отрешенный, застывший взгляд передает зарождающуюся мысль.


Антонис Ван Дейк


Генуэзский период творчества Ван Дейка характеризуется особенным разнообразием палитры и композиции. Темно красные драпировки, одежда насыщенного цвета и благородные ткани, величественные колонны, тяжелые от украшений платья, роскошные дворцы - все это является обстановкой для полотен мастера. И это не просто фон - это средства создания образа, ведь в предметах можно увидеть скрытое отражение личности. Портрет маркизы Катарины Дураццо (1621-27 гг.) несколько напоминает работы живописцев-романтиков - в этом образе определенно есть что-то интимное и даже сентиментальное. Одухотворенный образ маркизы создает то ощущение естественности и парадной непосредственности, которое характерно для аристократической дамы тех лет.

Во второй антверпенский период  (1627 - 1632 гг.) Ван Дейк, в отсутствие Рубенса - становится ведущим художником Фландрии и придворным художником эрцгерцогского двора. Одно из самых известных произведений этих лет — портрет молодой красавицы Марии Луизы де Тассис (1627-1632). Наряду с многочисленными заказами важных господ, он создает несколько портретов своих фламандских коллег-художников. С одним из них произошел интересный случай.


Однажды, Ван Дейк приехал в город Харлем, чтобы познакомиться с известным художником Франсом Хальсом. Чтобы разыскать Хальса, Ван Дейк притворился простым заказчиком. Через некоторое время в мастерскую вошел хозяин. Ван Дейк вкрадчиво к нему обратился:


– Я сам немного занимаюсь живописью и мне очень хотелось бы иметь свой портрет кисти знаменитого Хальса.

Ни слова не говоря, Хальс тут же небрежно набросал эскиз будущего портрета.

– Совсем недурно, – отозвался Ван Дейк, взглянув на эскиз. – Но я сделаю не хуже, если вы будете так любезны, что некоторое время посидите спокойно.

Хальс рассмеялся, но все же уселся на стул. Через некоторое время уверенность, сквозившая в движениях гостя,  стала вызывать в  нем смутные подозрения. Он вскочил, подошел к мольберту, на несколько секунд замер, а потом с поклоном радостно воскликнул:

– Приветствую тебя, великий Ван Дейк!


Перебравшись в Англию, в 1632 году Ван Дейк становится придворным художником Карла I, получив дворянский и рыцарский титулы - входит в ряды английской аристократии. Вся влиятельная часть английского общества считает необходимым заполучить собственный портрет кисти Ван Дейка. Среди многочисленных портретов короля и его семьи самым знаменитым является портрет Карла I на охоте (1635). Принципы парадного изображения аристократии здесь несколько размыты и король предстает перед зрителем в обыденной, небрежной позе на фоне почти прозрачного серо-золотого пейзажа. Поза, в которой находится король, его выражение лица, мрачный тусклый пейзаж - все это тонко указывает на личностную сущность Карла - надменный, легкомысленный, слабый и недальновидный монарх. Вместе с тем, в его образе еле-еле заметно что-то аристократическое и изящное.


Антонис Ван Дейк


Ван Дейк обладал живым темпераментом и острым умом - именно поэтому он легко находил общий язык даже с самым привередливым заказчиком или оригинальный выход из непростой ситуации. Однажды, Ван Дейк получил заказ от английской королевы, которая настаивала на максимально реалистичном изображении своего образа. Проблема заключалась в том, что королева не обладала завидной внешностью, и Ван Дейк опасался, что чем реалистичнее будет портрет, тем меньшее его ждет вознаграждение. Когда портрет был закончен, королева очень долго и внимательно всматривалась в изображение, а затем поинтересовалась:


- Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?


- Ваше величество, - ответил живописец, - я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.


В последние годы творчества Ван Дейк очень мало работал с натурой и использовал труд учеников-помощников, будто хотел написать как можно больше полотен. Естественно, это сказалось на качестве выполнения заказов - его портреты зачастую были “пустыми” и не обладали той знаменитой силой раннего периода. Возможно он чувствовал, что его жизнь скоро закончится.


 В 1641 году Ван Дейк ушел из жизни, в год рождения дочери. Прожив 42 года, он написал около 900 полотен, одно из которых обнаружили совсем недавно. В марте 2011 года, была найдена картина великого художника - «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», относящаяся к 1625 году. Неизвестная картина Ван Дейка больше века хранилась в Королевской академии изящных искусств в Мадриде и до недавнего времени считалась копией.


Антонис Ван Дейк


Ван Дейк взял за основу своего творчества фламандский реализм и преобразовал его в неповторимый жанр и стиль, в котором отразилась эпоха, современный человек и личность самого художника. Рассматривая тонкие грани человеческой натуры, ему удавалось при этом сохранять монументальность образов. Вероятно, именно так Ван Дейк и видел человека как существо величественное, возвышенное и вместе с тем очень тонкое. Должно быть он воплощал в своих портретах всю человеческую сущность, во всем ее разнообразии и красоте. Творчество Ван Дейка сыграло значительную роль в развитии европейской портретной живописи. Многие принципы идеализированного парадного портрета Ван Дейка легли в основу творчества будущих художников 17-18 века. 



Георгий Колычев




 

Рекомендуем

Некрепкие нервы «Крепкого орешка»
«Жить – значит петь»
Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)
Витязь в большом городе ("Последний богатырь" реж. Дмитрий Дьяченко)
Первый форум артистов и продюсеров BIS. Интервью со спикерами
«Мулен Руж» - легенда на века
А неведома зверушка («Агнец», реж. Вальдимар Йоханссон)
Уколи красиво («На острие», реж. Эдуард Бордуков)
Кино. Джим Керри: серьезные роли несерьезного человека
Судьба свела нас неслучайно («Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”» реж. Дрю Годдард)