Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. «Про Любовь» Анны Меликян

 
Про любовь

О том, что с приходом зимы любовь ворвется на отечественные экраны, не знал только ленивый. Главреды глянца вступили в нешуточную борьбу за право первыми интервьюировать и фотографировать топовых актеров, штатные журналисты силились перефразировать набивший оскомину вопрос : «что такое любовь?»; Youtube с похвальной настойчивостью предлагал  посмотреть трейлер грядущей премьеры, а виновники торжества не забывали отсчитывать дни до часа «икс». Такой была масштабная пиар-кампания нового фильма Анны Меликян с закономерным, но не свойственным русскому кино названием «Про любовь». Анна Гагиковна не сходит с радаров киноманов после грандиозной прошлогодней «Звезды», подарившей зрителю надежду на то, что все еще можно исправить не только в жизни, но и в российском кино.

Новая картина Меликян не про жестокую девичью судьбу, не про проблемы, но про высокое и вечное, как ни странно, про любовь. Спешим предупредить прагматиков: большая часть романтики, приторности и прочих неизменных символов любви, имеющих мало общего с реальным чувством, остались на постерах и в интервью актеров. На экране же получаем потрясающую с эстетической точки зрения картинку, (серьезно: операторская работа заслуживает отдельного Гран-при), и неоднозначную по своей реализации историю. Альманах на экзистенциальную тему, с ведущими отечественными актерами- комбо для поклонников «Реальной любви» и ночной кошмар для тонких ценителей авторского кино. Все  было бы так, не будь это делом рук Меликян. Ну какому еще режиссеру можно простить такую концентрацию Бортич, Цыганова, Курковой, Шалаевой на два часа хронометража? Порой ловишь себя на мысли, что для полного набора не достает Козловского и Чиповской. Без всякой иронии- не достает. Не в конкретной картине, а в фильмографии Анны Гагиковны. Но это так- отступление от темы, скромное пожелание зрителя.

Стоит начать с сильных сторон «Про любовь», (хотя говорить о недостатках картины, получившей Гран-при «Кинотавра»,- как минимум бессмысленно).  Тема первой новеллы косплей - беспрецедентный случай для русского кинематографа, что вдвойне удивительно, учитывая повсеместность последователей японской суб-культуры. Почему до сих пор их, таких ярких и провокационных, набивших оскомину всем отечественным ретроградам, не выводили на большой экран? Меликян  исправила это упущение, пригласив на роль влюбленных анимешников Марию Шалаеву и Василия Ракшу. Их отношения- элемент игры, обязательная составляющая сценария анимэ. Они не знают ни настоящих имен, ни истинных лиц друг друга. Только кислотные парики, многослойный грим, тематическая одежда и тотальное непонимание со стороны окружающих. Они выгодно контрастируют с серыми, шаблонными столичными жителями, не монтируются в обыденную жизнь. Хотя, есть ли она, реальная жизнь? И, если есть, может это именно жизнь косплееров? Если согласиться с тем, что униформа-элемент игры, то и полицейские, и врачи, и чиновники- те же актеры. Всем нравится притворяться, и никому не нравится быть собой. Может, поэтому героиня Равшаны Курковой (холодная блюститель порядка) соглашается сменить погоны на ультракороткое платье Сейлор Мун.

С новеллой о людях, помешанных на японских комиксах, удачно сочетается новелла о молодой японке, приехавшей в Россию на поиски любви. Тема более привычная для нашего кино, но от этого не менее интересная. Юная любительница русской музыки (вы бы знали, что она пела на одном из свиданий!) наивно очаровывается отечественными мужчинами (хотя выбирает она, прямо скажем, не лучших представителей), что приводит к печальным последствиям.

А что же обычные москвичи? Они тоже любят и совершают безумные поступки. Например, героиня Юлии Снигирь- скромная секретарь- ради безбедной жизни с неудачливым женихом-геймером принимает условия своего босса-ловеласа (Владимир Машков), посягающего на ее молодость и красоту.

В обратной ситуации оказывается героиня Александры Бортич: ей предстоит делить своего Бориса - уличного художника-оппозиционера (Евгений Цыганов) - с более изящной и взрослой девицей.

Эти новеллы- по сути, иллюстрации к лекции психолога (Ренаты Литвиновой), которая рада бы ввязаться в  любовную авантюру, но бывший муж-толстосум расстраивает все планы, умоляя разобраться в его личной жизни.

Мы уже упомянули, что фильм, при всей своей стройности и продуманности получился неоднозначным. Виной тому недосказанность, присущая некоторым новеллам. Главным образом, истории секретаря и босса. Она обрывается на самом интересном месте, превращается в набросок, в карикатуру, а ведь ее можно развить до полного метра. С Владимиром-то Львовичем в главной роли! Но хронометражом и репликами обделили не только Машкова. Равшана Куркова вот уже во втором романтическом альманахе получается почти случайным персонажем: ну пришла она на вечеринку косплееров, ну приняла комплимент от анимешника, а дальше что? И где любовь?

Зато любовью к Москве пропитан каждый кадр. Знакомые местным жителям монохромные спальные районы, неуютные съемные квартирки сосуществуют с аквариумными офисами Москвы-сити, секретными апартаментами в особняке, дорогой сердцу любого туриста Красной площадью и сердцу истинного хипстера «Стрелкой»… О чем здесь говорить, как не о любви? Подбор актеров, кстати, тоже своего рода признание. За что Анне Меликян отдельное «спасибо». Евгений Цыганов, как всегда, до очарования противен, а Мария Шалаева подтверждает звание «талисмана» Меликян. Даже Александра Бортич почти беспрекословно вжилась в образ, (вероятно, этому поспособствовало некоторое сходство нынешней героини с героиней  «Как меня зовут?»), но смотреть, в любом случае, приятно.

«И над чем же здесь смеяться? - спросите вы. - Ведь заявленный жанр - комедия». «Надо смеяться над собой», - ответим мы. Этот фильм, как ни банально, про нас. Про то, какие драмы переживают миллионы людей. Про то, что все знают, как непросто любить, и с неподдельной радостью ныряют в это чувство. «Про любовь» не доведет вас до приступа гомерического смеха - у фильма иная задача. Задача - разорвать шаблон «сказочного, волшебного чувства», уберечь нас от очередного самообмана, от предновогодней эйфории и проглатывания тонны бумажных огрызков с мольбами о любви под бой курантов. Каким бы закоренелым романтиком или противником русского кино вы не были, обязательно внесите «Про любовь» в список дел на выходные. Если Анна Меликян - будущее отечественного кинематографа, то такое кино нам нужно.

Про любовь

Ольга Степанян


 

Рекомендуем

Иван Козловский. Чародей советской оперы
Дон Джонсон: «Я лучше, чем Пачино. Я лучше, чем Де Ниро»
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
Вестсайдская история: любовная драма из Нью-Йорка
Книга недели. Борис Виан «Пена дней»
Пророчества Герберта Уэллса
Кино. Премьера. "Самый лучший день" Жоры Крыжовникова
Кино. Премьера. "Белоснежка и охотник 2"
Приключения грека в России («Мифы» реж. Александр Молочников)
Томас Элиот: «Алмаз бесплодной земли»