Партнеры Живи добром

Марлен Хуциев. Кино без толики фальши


В этом году российскому кинорежиссёру Марлену Мартыновичу Хуциеву исполняется 90 лет. Фильмы Марлена Хуциева вполне можно назвать советским артхаусом: внутренний мир героев всегда сложен, многослоен, а после фильмов остаётся долгое послевкусие.

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев окончил режиссёрский факультет ВГИК, после чего стал работать на одесской киностудии. В 1956 году Марлен Хуциев совместно с Феликсом Миронером снял фильм «Весна на Заречной улице», собравший с 1956 года около 30,12 млн. зрителей. Картина привлекает своей простотой, самобытностью характеров героев, искренностью настроений. Два года спустя режиссёр снял фильм «Два Фёдора».

Следующая и одна из самых известных картин - «Застава Ильича», переименованная позже - «Мне двадцать лет». Картину пришлось много раз перекраивать, многие эпизоды были пересняты заново после партийной критики. Так, например, Хрущёв высказал точку зрения, что «трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи, так они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться», и далее заметил: «И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!». Примечательной является и документальная съёмка поэтического вечера в Политехническом музее, где выступили такие поэты как Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, а Булат Окуджава исполнил «Сентиментальный марш».

У Хуциева герои часто понимают друг друга при помощи взглядов, диалоги кратки, своеобразны, всегда присутствует подтекст, нет лишних слов, мысли высказаны точно. Например, в фильме «Мне двадцать лет» отец Ани спрашивает Николая, одного из трёх главных героев: «Что вы обо мне знаете, чтобы так молчать?» Или другой пример, когда Аня и Николай идут в гости к друзьям, где танцуют, беседуют, казалось бы, весело проводят время, но в диалоге мы видим обратное.

- Тебе весело было?

- Нет.

- И мне нет.

- Зачем тогда собираться?

- Ну если не собираться, то было бы ещё хуже.

Простые искренние слова и ни капли лжи – вот, что привлекает в фильмах этого выдающегося режиссёра.

- Ты знаешь, я тут как-то подумал, и понял, что я совершенно правильный газетный человек, работаю, собираюсь в институт, занимаюсь общественной работой, я агитатор.

- Так ты ж простой советский человек.

- Ладно, простой. Где я простой? Ты вот простой?

- Я многогранный.

- Одним словом, простой многогранный советский человек.

Марлен Хуциев

В этих незамысловатых диалогах прослеживается глубокий подтекст; через героев режиссёр рассказывает о напрасности суеты и о стремлении к простоте. Картина «Мне двадцать лет» получила специальную премию на Венецианском кинофестивале в 1965 году и «Золотую пластину» на Римском кинофестивале.

Уже повзрослевших героев «Заставы Ильича» можно увидеть в фильме «Июльский дождь», который вышел в 1966 году. Там им около тридцати лет, и они уже не так романтически настроены.

После «Июльского дождя» были сняты телевизионные фильмы «Был месяц май», награждённый призом международного фестиваля кинофильмов в Праге, и «Алый парус Парижа», а также документальный фильм Михаила Ромма «И всё-таки я верю», который Марлен Хуциев завершил совместно с Элемом Климовым и Германом Лавровым. В 1983 году был снят фильм о двух разных поколениях «Послесловие». Марлен Хуциев также сам снимался в кино в таких фильмах как «Карл Маркс: Молодые годы», «В день праздника», «Гори, гори, моя звезда», «Инвервенция», «Золотой телёнок».

Одним из последних фильмов является «Бесконечность». Фильм кажется очень долгим, бесконечным из-за некоей присущей хуциевским фильмам медлительности кадров, множеству кадров пейзажа, которые иллюстрируют яркий образец киноживописи, постоянной задумчивости героя. Главный герой, типичный «советский шестидесятник», которому уже около сорока-пятидесяти лет, погружается в воспоминания о своей жизни, оглядывается на неё, о чём-то жалеет, - его жизнь подходит к концу; но жизнь всего человечества продолжается – она бесконечна. Вот только недавно праздновали Новый 1900 год, наступление XX века, и тут уже пришла пора века нового. Человечество из рода в род переносит традиции, приметы - «Посуда бьётся? Это к счастью!». То, что мы видели, начиная с самого первого дня нашей жизни, живёт в нас, хотя многого мы уже и не помним. И даже то прошлое, которое мы своими глазами не видели, оно тоже живёт в нас. И так есть и будет со всеми людьми, которые живут, и которые родятся. Собственно, об этом и фильм. В фильме «Бесконечность» прошлое перемешивается с настоящим, реальное – с вымышленным. Мастерство снятой картины как всегда поражает своими деталями... Точку в этом фильме Марлен Хуциев ставит хоральной прелюдией фа-минор "Ich ruf zu dir, Herr Jesus ..." Баха. Фильм «Бесконечность» получил премию Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и приз экуменического жюри.

Марлен Хуциев

В 2001 году снят документальный фильм «Люди 1941 года» о людях предвоенного времени, какими они были, как размышляли. Сейчас ожидается в прокат кинокартина «Невечерняя», в которой показан диалог двух гениев Льва Толстого и Антона Чехова. И можно смело надеяться, что такой мастер киноискусства как Марлен Мартынович Хуциев вновь оправдает ожидания зрителей и покажет такое же искреннее и атмосферное кино.


Ирина Гладких


 

Рекомендуем

Медный всадник — страж Санкт-Петербурга
Игорь Сандлер: «Музыка для меня – это высшее искусство»
Галина Банникова – создательница шрифта советского
Беседы об итальянском кино. Пресс-конференция к открытию фестиваля N.I.C.E.
XXVIII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»
«Груда тела и суматоха явлений». Памяти Григория Михайловича Поженяна
Величайший подарок на земле. Филип Стерн
XVI Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»
XXVI Международный кинофестиваль "Послание к человеку"
«Дороги, которые нас выбирают»