Партнеры Живи добром

Музей – это что-то среднее между храмом и диснейлендом


Музей, в нашем привычном понимании, это место хранения и демонстрации подлинных объектов искусства, имеющих важное культурное и историческое значение. Цель музея – просветительское, культурное и духовное обогащение. Но попадают ли под это определение, появляющиеся с заметной частотой «неклассические музеи». И можно ли, добавлять слово «музей» к чему угодно, и становится ли он, таким образом, музеем?

Сегодня большую популярность получили (и не только в нашей стране) развлекательные научно-образовательные площадки, называющие себя музеями. В США для таких случаев есть определение «эксплораториум» (англ. explore «исследовать»). Самый представительный из них находится в Сан-Франциско, и что более интересно – это его основатель, Фрэнк Оппенгеймер. У нас подходящего слова пока не придумали, что даёт основания для размышлений и споров по вопросу их самоопределения.


ЛабиринтУм


«ЛабиринтУм» называет себя интерактивным музеем занимательной науки. Вмещает около 100 экспонатов и механизмов, которые наглядно демонстрируют законы физики, химии и биологии. Здесь можно собственноручно создавать торнадо и молнии, познавать природу вещей через игру и эксперименты. Отличное дополнение к урокам для школьников! Хотя программы рассчитаны на детей от года до 14 лет, взрослые так же найдут для себя интересное и ранее неизвестное. На внушительных 700 квадратных метров расположено пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир», «Человек в цифрах».

 «Музей эмоций» — проект художника Алексея Сергиенко, именуемый интерактивным музеем современного искусства. Основная идея – воздействие на посетителей через арт-объекты, картины, инсталляции, которые погружают в определенное эмоциональное состояние. Цель проекта состоит в том, чтобы дать толчок к развитию так называемой эмоциональной грамотности, влияющей на эмоциональный интеллект. Это коллекция человеческих мыслей и ощущений, выраженная в материальных объектах. С точки зрения пространства, музей разделён на 7 зон, каждая из которых – это определенная эмоция, а коридор между этими зонами – переход от одной эмоции к другой.


Музей эмоций


«Музей великана» –  сосредоточение огромных по величине объектов, где каждый может почувствовать себя главным героем альтернативного варианта «Путешествия Гулливера». Сесть в кастрюлю и прогуляться по страницам книг, залезть в банку со сгущенкой или примерить огромные башмаки.

В «Музее иллюзий» посетители являются обязательными и полноправными участниками иллюзорных картин. Музей существует в 7 городах России, и в одном из них, в Санкт-Петербурге занимает площадь в тысячу квадратных метров, сполна охватывая каждый миллиметр пространства различными инсталляциями, создавая эффект полного «погружения в среду».

Задача по разграничению на музеи и не музеи, становится более сложной по отношению к Музею сновидений Фрейда. Даже самоназвание, уже, сбивает с толку. Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей. Это виртуальное, воображаемое сновидение Фрейда, одна большая эфемерная инсталляция, чей визуальный ряд составлен из полупрозрачных стен, которые можно раздвинуть или пройти насквозь одними лишь только воображением, силой мысли и внутренним пережитым опытом. В музей точно захочется вернуться снова. Здесь проходят лекции, продают книги, можно встретиться с интересными людьми, профессиональная сфера которых близка к идеям музея. Одним из таких является его основатель – психоаналитик, почетный член The Museum of Jurassic Technology (Лос-Анджелес), заведующий кафедры Восточно-европейского института психоанализа (на базе которого музей и существует).

Очевидно, для аксиоматичного ответа на вопрос – можно ли считать вышеперечисленные учреждения музеями, нужно время, много времени. Именно оно решило в случае с музыкой, какую мы будем считать классикой – слушать и изучать веками и через столетия, а что могли слышать только её современники.

Неклассические музеи, пока, не имеют богатой истории и вряд ли представляют историческую ценность. Это скорее площадки нового, «околомузейного» формата, со своей идейностью, которые, подобно современному искусству, делают ставку на чувственное восприятие. Не ставиться и задача сохранения своих объектов, они взаимозаменяемы во многом по причине отсутствия культурно-исторической ценности. Это попытка найти новые формы представления о музее, расширить его возможности и несомненно, привлечь тех, кто ориентирован на более интерактивное восприятие и приветствует отсутствие строгих и бдительных взглядов музейного смотрителя.


Лидия Суслова


 

Рекомендуем

Луи Армстронг. «Через тернии к звёздам»
Валентин Катаев. Советский гений
Выставка «Хранилище заветных книг: книжные редкости, автографы и уникальные документы из собрания купца А. П. Бахрушина»
Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)
6 июня – Пушкинский день России
Софи Лорен: «Идеальная красота – мираж»
Осязаемая реальность Эндрю Уайета
Любовь народная бессмысленна и беспощадна
Габриэль Гарсия Маркес «Вдохновение приходит только во время работы»
Игорь Черневич: «Мечты сбываются, просто мы этого не замечаем»