Партнеры Живи добром

Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».

1.png

Диапазон кинематографических реалий у Бергмана широк и многогранен, в его экранном творчестве традиционно выделяют некоторые направления, в которых развивается сюжет той или иной картины. Религиозно-философские мотивы - фильмы о Боге, религии. Герои, потерявшие веру, смысл жизни, свое предназначение. Они обращаются к Богу, ищут ответы на тайны бытия. («Седьмая печать», «Сквозь темное стекло», «Причастие», «Девичий источник», «Благословенные»). На мой взгляд, это самые сложные работы в творчестве великого шведа. Автор использует литературные образы, народные предания; воссоздает и переосмысливает их в своем понимании, а потом воплощает на экране. Воззрения режиссера на религию в основном не связаны с религиозными догмами и учениями, у Бергмана постоянно звучит один и тот же мотив – мотив поиска Бога и связи человека с ним.

Самая многочисленная группа – психологические драмы, посвященные человеческим взаимоотношениям, семейным связям, конфликтам человека с окружающим миром или самим с собой. В таких фильмах Бергман выступает не только в качестве режиссера, но и психолога, способного в своем творчестве создать целый калейдоскоп человеческих характеров и сыграть на тончайших струнах души («Сцены из супружеской жизни», «Страсть», «Земляничная поляна».).

Есть работы, посвященные философскому осмыслению искусства. Психоанализ творчества («Музыка в темноте», «Вечер шутов», «Лицо», «Персона», «Час волка», «Ритуал», «Волшебная флейта», «После репетиции», «Фигляр, шумящий на помосте»).

Другая часть фильмов, менее многочисленна, на темы, касающиеся общественных процессов – войны, нацизма, насилия («Стыд», «Змеиное гнездо»). Некоторые ранние картины имели комедийную, авантюрную или исключительно любовную подоплеку.

Но эти направления  в творчестве Ингмара Бергмана иллюзорны и абстракты. Все работы великого шведа – гармоничное сопряжение религии, философии, искусства и человеческой психологии. В каждом фильме содержится реминисценция предыдущих и последующих работ режиссера.

«Час волка» - единственный фильм Бергмана, который относят к жанру «хоррор». Но опять же, хоррор здесь психологический, а в основе сюжета лежит история семейной пары - художника Юхана Борг и его жены Альмы. Бессменный бергмановский дуэт – Макс фон Сюдов и Лив Ульман. Повествование ведется от лица главной героини, которая рассказывает про своего мужа, его дневник, бессонницу, душевную болезнь. Юхан Борг – художник, полностью погруженный в свое творчество, вместе с женой отдыхает на отдаленном острове. Прекрасные пейзажи, живопись, море, искусство - одним словом, все, что нужно для идиллии. Но с первых минут зрителю становится понятно, что с героем происходит что-то странное. Он внутренне напряжен, холоден и равнодушен к жене, нелюдим и мрачен, страдает от бессонницы. Однажды ночью художник рассказывает о самом страшном времени суток.

«Но это самый худший час. Знаешь, как его назвали? Старые люди называли его часом волка. Это час, когда умирает большинство людей, когда рождается большинство детей. В это время к нам приходят кошмары и, если мы бодрствуем, мы пугаемся». 

Это старое поверье послужило основой для фильма. Час волка – время душевных терзаний, нравственных мук, час осознания собственных грехов. В одну из таких ночей герой рассказывает жене историю о загадочном укусе на его теле, в другую ночь вспоминает унизительное наказание из своего детства (что, кстати, взято из детских воспоминаний самого Бергмана). 

Но семейная пара не единственные жители острова. По соседству с ними живут таинственные аристократы, которые однажды приглашают Юхона и его жену на ужин.

С этого момента сюжет становится все более сюрреалистичным, а последующие события окончательно добивают героя. Фантасмагорические образы, отвратительные лица, мрачные коридоры, пошлость и разврат жителей замка. Реальность это или видения воспаленного мозга? Ко всему этому еще сильное давление со стороны «сильных мира» – демонстрация положения и власти, напоминание герою о его прошлой страсти. Юхону становится все сложнее и сложнее избавится от пут, расставленных хозяевами замка, которые желают полностью подчинить сознание горе-художника. Главная слабость героя – животная страсть к Веронике Воглер (Ингрид Тулин), модели, роскошной и богатой женщины. Его супруга изо всех сил старается своей заботой и любовью избавить мужа от душевных терзаний. Альма желает «переждать» кризис и быть с любимым всегда, несмотря на явную опасность. Здесь и возникает библейский мотив, что мужчина и женщина единое целое. Но даже старания преданной жены бесполезны. В конце герой становится марионеткой в руках демонических аристократов и послушно следует указаниям.

"Сложность этой картины в том, что я не мог понять, о ком она. Если бы я делал ее с точки зрения Альмы, она получилась бы очень интересной. Но я делал ее неправильно. После того, как фильмы был закончен, я пытался развернуть его под ее точку зрения, мы даже пересняли несколько сцен, но было уже слишком поздно. Видеть, как сумасшедший человек становится еще более безумным - скучно. Было бы более любопытно увидеть, как абсолютно здоровая женщина сходит с ума, поскольку любит безумца, за которого вышла замуж. Она вступает в его мир ирреального, и это ее заражает. Внезапно она ощущает себя потерянной. Я понял все это только, когда картина была уже завершена". И. Бергман 1971 год.

2.png


Маргарита Дубинина




 

Рекомендуем

Герман Мелвилл. Матрос, таможенник, писатель
Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи
Знакомство с фильмами Стива Гуттенберга
Выставка «Шестое июля: документы свидетельствуют»
Выставка. «Парк Янтарного Периода»
Северная Корея, какая она?
Цветные будни и серые праздники на выставке Анастасии Кузнецовой-Руф
Книга недели. Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Кино. После "Глобусов", накануне "Оскара"
Екатерина Максимова. Жизнь во имя танца