Партнеры Живи добром

Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)


"Мы" (кадры предоставлены прокатчиком)


Что или кто может испортить отдых в кругу семьи в уютном летнем домике? Пока кто-то вспоминает навязчивых соседей/дальних родственников, комаров, тяжело вздыхает, когда в одном предложении упоминаются слова «дача» и «отдых», или сокрушается по поводу того, что вообще забыл, что такое отпуск, герои фильма Джордана Пила «Мы» вынуждены дать не самый очевидный ответ на этот вопрос. Отдых семейства Уилсонов (Аделаиды, Гейба и их детей) был безнадежно испорчен появлением на пороге их кровожадных двойников. Одетые в красные робы и вооруженные сверкающими в темноте позолотой ножницами нежданные гости намерены разделаться с Уилсонами без лишнего шума.

В 2017 году благодаря фильму «Прочь» мир узнал, что Джордан Пил не только комик, но и крайне интересный режиссер и сценарист. Его дебютная лента собрала нехилый урожай престижных номинаций и наград, среди которых «Оскар» за лучший сценарий. Благосклонность критиков и уважение киносообщества в данном случае понятны и вполне заслужены: «Прочь» ‒ мощнейшее высказывание о том, какие формы принимает расизм, фильм вызывающе открыто говорит о лицемерии и показной борьбе с дискриминацией.

«Мы» ‒ вторая режиссерская работа Джордана Пила. Если в «Прочь» не особо часто использовались трюки из хорроров, то на этот раз режиссер демонстрирует, что прекрасно владеет приемами, характерными для фильмов ужасов, и умеет нагнетать обстановку так, что попытка не закрыть глаза на самом страшном моменте дается с большим трудом. Вместе с тем Пил не предал идеалы «Прочь». Его новый фильм не просто аттракцион для любителей пощекотать себе нервы. В «Мы» тоже есть сатира и вмонтировано достаточно сложное размышление ‒ не об одном лишь расизме. Нельзя не отметить и шикарный саундтрек, а также то, что Пил снял кино стильное, в котором среди обжигающе меткой сатиры и пугающих хоррор-элементов нашлось место юмору.

При этом «прочитать» «Мы» гораздо сложнее, чем «Прочь». Тема двойничества позволяет отражать одну проблему в другой, умножать смыслы, копаться в (коллективном) бессознательном и не предполагает однозначной интерпретации. Пил использует предлагаемые двойниками в кино возможности на максимум, плюс он мастерски работает с отсылками к другим фильмам (самая заметная из них безусловно к «Сиянию» Стэнли Кубрика) и аккуратно вплетает в контекст библейский стих о каре Божьей.

Насколько «Мы» концептуально выверенное произведение, можно судить даже по названию ленты. В переводе на русский теряется игра смыслов, которая так явно заявляет о себе в оригинале ‒ «Us». В этом местоимении фактически просматривается аббревиатура «U.S.». Пил, кажется, и правда, всматривается в Соединенные Штаты, сокрушается над тем, как промывают людям мозги, ловко манипулируют ими и сочувствует всем американцам, ставшим заложниками пресловутой американской мечты и социальной несправедливости, заставляющей завидовать, не то чтобы лишающей возможности заявить о притеснении, а проблематизирующей саму возможность сформулировать и выразить свое мироощущение. И это только одна из многих интерпретаций «Мы» ‒ фильма, насыщенного символами, заставляющего мысленно возвращаться к нему не один раз.


"Мы" (кадры предоставлены прокатчиком)


Елена Громова



 

Рекомендуем

Московский театр «Et Cetera»
Такой скрытный Патрик Зюскинд
Космос как предчувствие. Станислав Лем
Праздник русской поэзии XVIII века
Итоги Недели моды в Лондоне
Мир под призмой Джойса
Мода без границ на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Крепкая психика («ЗОЖ», реж. Магнус фон Хорн)
Михаил Дмитриев. Забытый поэт
«Римская комедия (Дион)» в театре имени Моссовета